Крепкому алкоголю повезло больше, чем табаку: новый закон «О рекламе» разрешает продвигать сорокаградусные напитки в газетах и журналах. Но все же основной площадкой остаются места продаж — то есть полки супермаркетов.
Впрочем, возможно в скором времени все большее внимание бренды будут уделять сектору HoReCa (аббревиатура от Hotel — Restaurant — Cafe/Catering/Casino), на долю которого приходится 50% от общего объема продаж водки, виски и рома в США и Великобритании.
Многие переводят аббревиатуру HoReCa на русский язык как КаБаРе: кафе — бар — ресторан (оговоримся, слово «кабаре» происходит от французского «cabaret» — кабачок). Но как бы то ни было, о демократичных кафе, барах, ресторанах в России говорить не приходится.
«В России на сегодня доля HoReCa в натуральном потреблении — около 2,5-3%, — говорит в эфире РБК-ТВ в программе «Рекламная пауза» директор по маркетингу и инновациям компании «Союз-Виктан» Теймур Ахундов. — Это мизер! Правда, в больших городах — 15-20%, но все равно это на порядок ниже, чем в США или в Англии».
Многие в связи с этим делают поспешный вывод об отсутствии в России культуры «социального потребления» алкоголя. Под «социальным», видимо, понимают его массовое потребление в отелях, ресторанах и кафе. Однако, по словам Т.Ахундова, доля подобных заведений демократического уровня в России еще меньше, чем доля HoReCa в натуральном потреблении.
Однако если обратиться к истории царской России, трактир — непременная составляющая уездного города, а кабак — любой деревни, так что опыта «социального потребления» России не занимать. И сегодня в этом направлении большой потенциал для развития, считает Т.Ахундов. Учитывая рост доходов, поддержку малого бизнеса (HoReCa — его законная вотчина), в скором времени российский потребитель, так же как и западный, впервые будет знакомиться с крепким алкоголем как раз в составе коктейля в специализированном на таких знакомствах заведении.
И алкогольные бренды уже давно прибегают к HoReCa в России там, где это возможно. А возможно это главным образом в премиальном сегменте. «Спонсорские пакеты — вторая статья клубных доходов после продажи столиков, — поделился ранее в гостях программы «Сфера интересов» продюсер и шоумен, идеолог премии Night life awards Андрей Фомин. — Сигареты и алкоголь — их загоняют в клубы: суммы растут и доходят до миллионов долларов за годовой контракт».
С этим соглашается Т.Ахундов: бывают места, вход в которые стоит несколько сотен тысяч долларов. «Если мы говорим о премиальном продукте, здесь ассоциация с определенными социальными группами, определенными «тусовками», атрибутами их жизни и ритуалами потребления… — рассуждает эксперт о маркетинговой политики брендов. — Премиум-бренды хотят быть в глянцевых журналах, присутствовать на гламурных событиях и хотят быть в ультрамодных точках Москвы».
Каким образом бренды заходят в HoReCa? В виде брендированных меню, зеркал, посуды, пепельниц, салфетниц — довольно навязчиво! Но заметим, если речь о премиальных брендах и элитных клубах, доля алкоголя класса де люкс в России, по оптимистичным оценкам, всего 2% (95% рынка занимает водка среднего и низкого ценовых сегментов).
Иными словами, HoReCa как канал продвижения алкогольных брендов сегодня работает только в премиальном сегменте. А для продажи продукции среднего класса маркетологи прибегают к мерчандайзингу, оформлению мест продаж (BTL-акции крепкого алкоголя на сегодня также запрещены).
Основные же усилия бренды сосредоточили, похоже, под землей: удерживая такой канал продвижения, как щитовая реклама в метро. Причем Т.Ахундов называет информацию о разрабатываемых запретительных законопроектах слухами: «Надеюсь, мы не потеряем этот канал в ближайшее время».
Правда, настойчивая реклама водки в метро у многих вызывает раздражение. «Совершенно ясно, что реклама (сигарет и водки) в метро проживет недолго, — заявил ранее в студии «Рекламной паузы» гендиректор Ассоциации рекламодателей России Вадим Желнин. — Когда прописывали формулировку запрета, упустили из виду, что уличные щиты и метро регулируются по-разному».
Добавим, алкоголизм в РФ, по мнению экспертов, является одной из главных причин депопуляции. По официальным данным, на 100 тыс. населения алкоголизмом больны 1 тыс. 600 человек. Мало того, что алкоголики сами не живут долго, каждое третье преступление, по данным за 2000г. (порядка 60% самоубийств и 80% убийств) совершается в состоянии алкогольного опьянения. А с 2000 по 2006гг. заболеваемость алкоголизмом в России выросла на 14%! Алкоголизация «молодеет» и приобретает женские черты, делают неутешительные выводы медики.