Николай Фоменко и блондинки
На «России», похоже, всерьез решили укреплять субботний эфир. Неудачи в субботу, а также недостаточное количество премьер по итогам прошлого телесезона были в числе основных программных проблем этого канала. Задачу усложняло то, что у госканала в силу специфики его распространения дневной эфир разбивают региональные «окна»-перекрытия, которые усложняли и без того непростую ситуацию по части конкуренции «России» с «Первым каналом» и НТВ субботним вечером.
Понятно, что конкурировать «России» с «Первым», когда в субботнем прайме последнего шел «Ледниковый период», было бессмысленно: аудитория абсолютно вжилась и полюбила это ледовое шоу, принося ему неизменно высокий рейтинг.
А вот с начала февраля, дождавшись, когда на «Первом» стартовал в прайм-тайм новый сезон «Цирка» далеко не с самыми лучшими рейтинговыми показателями, на «России» стали срочно укреплять и интервал с 16.00 до 18.00, видимо, для того, чтобы потом заставить зрителя остаться на канале и на весь вечер. И вот небывалый для «России» случай — уже вторую неделю здесь появляются премьеры новых проектов.
9 февраля в субботу в 16.00 на канале стартовало шоу с труднопроизносимым названием «Ты — то, что ты ешь» с Феклой Толстой. Спустя неделю его стремительно сократили почти с полутора часов до 50 минут, запустив в 17.00 еще одно часовое шоу, названное интеллектуальным, под названием «50 блондинок». Ведет его известный телеведущий Николай Фоменко.
Кстати, у Феклы Толстой и Николая Фоменко есть что-то общее. В том смысле, что при всей разности амплуа этих ведущих они из числа тех, кто на телевидении в постоянной обойме, и даже если уходят в «запас», то ненадолго. Им всегда подыщут формат, в котором надо будет поработать. Пусть даже ненадолго. Оба они (Фоменко, разумеется, имеет больший опыт за спиной) чего только не вели за эти годы. Как правило, все эти программы достаточно быстро закрывались и исчезали, появлялись новые, и Фекла Толстая, и Николай Фоменко начинали работать уже в них. И в целом для российского телеэфира эти ведущие такие палочки-выручалочки, для которых, похоже, уже не важно, в каком формате и на каком канале им предлагают работать. В этом смысле работа Феклы Толстой и Николая Фоменко на «России» в качестве новых лиц — своеобразный дебют для обоих. Раньше они появлялись либо на «Первом», либо на НТВ. Теперь вот в их длинном послужном списке появилась новая страничка творческой биографии.
Шоу «50 блондинок» — это лицензионный формат, который, в частности, существует в Голландии. Суть в том, что 50 блондинок, как известных, так и не очень, выстраиваются на подиуме в несколько рядов, в зависимости от их интеллектуальных способностей, а игрок-мужчина с помощью Николая Фоменко отвечает на вопросы, на которые все участницы шоу дали ответ заранее. Но никто не знает, насколько их ответы совпадут с версией игрока-мужчины. В шоу, конечно, еще немало разных игровых ходов и надстроек, и все это, разумеется, подкрепляется денежными призами. И проблема даже не в том, что идея о противостоянии 50 (!) светловолосых женщин (неважно, натуральных или перекрашенных) лишь одному мужчине выглядит спорной, и даже не в том, что большинство девушек-участниц в смысле умственных способностей и по части произносимых реплик, мягко говоря, выглядят не совсем пристойно (но раз они согласились участвовать в таком телеформате, значит, знали, на что шли ради попадания в федеральный телеэфир). В шоу «50 блондинок» поражает в общем несвойственный для государственного канала «Россия» налет обычной пошлости. Во всяком случае, диалог, звучащий в самом начале шоу, оставляет странное впечатление. Ведущий, представляя основного игрока шоу Алексея Панина (он противостоит блондинкам), делает акцент на том, что актер — лауреат Государственной премии (Алексей Панин получил его за фильм «Звезда»), сыгравший в нескольких военных фильмах. И тут же Николай Фоменко произносит следующее: «Вы в армии служили?» Панин отвечает: «Нет». Фоменко: «Косите?» (!) Актер после паузы, явно растерявшись и не ожидая такого поворота: «Уже нет». Фоменко, не успокаиваясь: «Уже не косите?! Все закончилось?! Уже не надо?!» Панин, уже расслабившись: «Уже не надо!» Диалог на эту тему продолжался и дальше и был далеко не единственным, не имевшим никакого отношения ни к основному действу шоу, ни к юмору, который хоть как-то оправдал бы диалог в этом развлекательном формате.
Впрочем, результат зрительского восприятия шоу «50 блондинок» выглядит не менее противоречиво, чем сам формат. По стране показатели премьеры достаточно высокие, и они для канала приоритетны: доля 23,2% и рейтинг 6,8%. Для премьеры на канале «Россия», средняя доля которого по стране достаточно долго держалась на уровне 17% (на этой неделе впервые показатели канала выросли до 19,2%) — это очень приличный результат. Подросли по сравнению с предыдущей неделей и показатели шоу «Ты — то, что ты ешь» (видимо, в сокращенном варианте зрители восприняли его лучше): доля с 17% выросла до 20%. Более того, по стране шоу с Николаем Фоменко, которое идет прямо напротив игры «Кто хочет стать миллионером?!» (забавно, что в шоу с блондинками главный приз тоже — 1 млн рублей!) с Максимом Галкиным на «Первом канале», обошло последнее по показателям доли почти на семь пунктов, что весьма заметно.
А вот в Москве показатели премьерных проектов канала «Россия» просто совсем мизерные. Доля «То, что ты ешь» — около 8% с минимальным рейтингом 2,2%, а у шоу «50 блондинок» — доля всего 9,6% с рейтингом около 3%. То есть в Москве по сравнению с остальными городами страны показатели меньше почти в два с половиной раза, что, судя по рейтингам, говорит о том, что телезрители столицы категорически не приняли премьеры, а в остальных городах страны они пришлись по душе. Такие резкие разбросы в пристрастиях аудиторий бывают совсем не часто, но особенно удивляться не приходится: кому-то очень нравится, а кому-то нет.
Но в итоге в этот раз суббота на «России» оказалась успешной. Удачный старт премьер по стране в предпрайме продолжился высокими показателями и прайм-тайма. Премьера мелодрамы «Любовь на острие ножа» после 20.00 (доля по стране — 28,5%) оттянула на себя не только зрителей «Первого канала», но и аудиторию НТВ, у «Программы «Максимум»» и у «Русских сенсаций». В итоге доля «России» в субботу составила 20,6%, «Первого» — 17,1%, у НТВ — 15,3%.
Познер и Ургант открывают Америку
Вообще, что может понравиться зрителям и на что они, как говорят, «подсядут», предсказать порой решительно невозможно. Хотя, казалось бы, все слагаемые рецепта успеха налицо. В понедельник на «Первом канале» стартовал проект, который давно готовил к эфиру Владимир Познер. Он вместе с телеведущим Иваном Ургантом, талантливо работающим во множестве развлекательных форматов (правда, по количеству программ, где работал Ургант, ведущий скоро уже может сравняться с тем же Николаем Фоменко), фактически повторяют известный путь Ильи Ильфа и Евгения Петрова, который писатели по заданию газеты «Правда» проделали в середине 30-х годов. Именно эти очерки легли в основу знаменитого цикла «Одноэтажная Америка». И именно так и называется премьерный, 16-серийный цикл Познера и Урганта, который «Первый» будет показывать раз в неделю, и соответственно он растянется на несколько месяцев.
Владимир Познер задумывал этот цикл лет 30 назад, но реализовал идею только сейчас. И если в программе «Времена», которую господин Познер ведет каждую неделю на том же «Первом», он все чаще и чаще принимает правила игры, сложившиеся в системе координат нынешней власти, то в цикле «Одноэтажная Америка» можно увидеть совершенно нового Владимира Познера: увлеченного импровизатора, яркого рассказчика и, как всегда, талантливого интервьюера. Иван Ургант, играющий роль младшего партнера, а по сути открывающий для себя Америку (они побывают в 25 штатах и 50 городах) как глазами Познера, так и своими собственными, делится этими впечатлениями со зрителями. Эмоции, как говорится, пробивают экран, их невозможно сымитировать. И вот эти два в чем-то совершенно разных взгляда (Владимир Познер долго жил в Америке, его детство прошло в Нью-Йорке, и эпизод, где спустя много лет он сидит на ступеньках дома, в котором жил с родителями, выглядит пронзительной) на рядовые события в жизни американцев, на обычных людей, с которыми ведущие сталкиваются, исколесив на машине почти всю Америку, дают зрителям широкое представление об этой стране, которую у нас на телеэкране в последнее время все чаще принято рисовать черными красками. Но задачи идеализировать США в «Одноэтажной Америке» не стоит, что делает цикл небанальным. А отдельная удача в фильме — это работа оператора, звук и монтаж. Все вместе это придает циклу особую атмосферу.
Но вот зрителю, похоже, это совсем не так интересно. Казалось бы, два известных имени — Познер и Ургант. Последнего массовая аудитория особенно обожает. А вот новое, не менее органичное амплуа Ивана оказалось почти незамеченным телезрителями. Премьеру «Одноэтажной Америки» аудитория практически не заметила. К началу фильма в 22.30, сразу после сериала «Громовы. Дом надежды», аудитория «Первого канала» резко снизилась — почти вдвое. У сериала по стране доля была 31,2%, у «Одноэтажной Америки» — 16% (в Москве — 21,5% и 13,2% соответственно). Для традиционно рейтинговой линейки документального кино на «Первом» этот результат очень маленький. Поэтому неудивительно, что с 18 февраля цикл «Одноэтажная Америка» будет выходить аж в 23.30. Позавчера в Москве доля цикла составила 15%. Это все-таки не так мало для нынешнего телевидения. Точнее, это тот самый зритель, которого принято считать качественной или даже элитарной аудиторией. А вот массовому зрителю, похоже, заново открывать для себя Америку оказалось неинтересно. Даже когда их гиды в телеэфире — Владимир Познер и Иван Ургант.
Kommersant