По данным ФОМ на осень 2011 года, месячная аудитория интернета в России составляет 54,5 млн человек — это около 47% всего совершеннолетнего населения страны. С осени 2010 года аудитория выросла чуть более чем на 17% (на 18% годом ранее). По данным сomScore, в сентябре 2011 Россия вышла на первое место в Европе по количеству интернет-пользователей.
Как и в предыдущие годы, аудитория интернета росла главным образом за счёт регионов: более 93% новых пользователей живут за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. Активнее всего интернет распространяется в сёлах: за год аудитория здесь увеличилась на 33%. Для сравнения: в столицах рост составил всего около 6%. Вместе с тем, по проникновению интернета (отношение аудитории к населению) Москва и Санкт-Петербург по-прежнему лидируют с большим отрывом, а сёла и города с населением до 100 тыс. человек отстают от среднего по России уровня.
Проникновение интернета в разных населенных пунктах, рост за год, %
По данным TNS на начало 2012 года, возможность выходить в интернет из дома есть уже у 92% жителей городов с населением свыше 100 тыс. человек, причём больше 70% из них пользуются широкополосным (высокоскоростным) доступом. В составе интернет-аудитории продолжает увеличиваться доля пользователей, которые выходят в сеть ежедневно: по данным ФОМ, с осени 2010 по осень 2011 этот показатель вырос с 69% до 75%.
- Доступность интернета
- Мобильный интернет
- Домены
- Характеристики регионов
- Показатели распространения интернета
- Показатели активности пользователей
- Центральный федеральный округ
- Северо-Западный федеральный округ
- Южный федеральный округ
- Приволжский федеральный округ
- Уральский федеральный округ
- Сибирский федеральный округ
- Дальневосточный федеральный округ
- Москва и Санкт-Петербург
- Основные цифры и факты
Доступность интернета
С каждым годом скорость интернета растёт, а стоимость снижается. По данным Яндекса, в 2011 году средняя стоимость интернета в России сократилась более чем в два раза. В регионах самая распространённая скорость доступа в сеть (доступ в интернет на такой скорости стоит, как правило, 500-600 рублей) выросла до 6,4 Мбит/с (на 156%), а в столицах — до 16,5 Мбит/с (на 50%).
Самая распространенная скорость доступа в сеть, Мбит/с
Десять российских городов с самым дешевым интернетом
Город | Рублей за Мбит/с |
---|---|
Москва | 31 |
Санкт-Петербург | 31 |
Воронеж | 32 |
Уфа | 34 |
Петрозаводск | 44 |
Рязань | 46 |
Калининград | 47 |
Оренбург | 50 |
Ярославль | 50 |
Тамбов | 51 |
Мобильный интернет
По данным TNS, в январе 2012 года различными мобильными устройствами (сотовые телефоны, коммуникаторы, планшетные компьютеры) для выхода в сеть воспользовались более 22% всех жителей крупных российских городов. За последние три года месячная аудитория мобильного интернета выросла почти в два раза, тогда как аудитория интернета в целом — только на 50%. Причём по показателю проникновения мобильного интернета и по темпам его развития крупные российские города почти не отстают от Москвы и Санкт-Петербурга.
Проникновение мобильного интернета в городах России, %
В качестве основного мобильного средства выхода в сеть больше половины россиян используют обычные сотовые телефоны, около 42% — смартфоны и коммуникаторы, остальные 6% — планшеты. В Москве соотношение немного другое: большинство москвичей (56%) используют смартфоны и коммуникаторы, а планшеты в столице почти в два раза популярнее, чем в среднем в крупных городах страны.
Основные мобильные устройства для выхода в интернет, %
Распределение пользователей мобильного интернета по отдельным платформам2
Домены
По данным ТЦИ, в 2011 году число доменных имён второго уровня в зонах .RU и .РФ выросло на 19% до 4,6 млн. Домен .RU, на который приходится около 80% этой суммы, поднялся по итогам года с шестого на четвёртое место в рейтинге национальных доменов мира. В прошлом году регионы впервые обогнали столицы по количеству зарегистрированных доменных имён.
2
Характеристики регионов
Развитие интернета в регионах оценивалось по двум группам показателей. Показатели первой группы характеризуют уровень распространения интернета, второй — активность пользователей.
Все показатели были рассчитаны отдельно для Москвы и Санкт-Петербурга, для семи федеральных округов (Центральный федеральный округ учитывался без Москвы, а Северо-Западный без Санкт-Петербурга) и для всей России без двух столиц. Южный федеральный округ оценивался вместе с Северо-Кавказским.
Показатели распространения интернета
Проникновение интернета — отношение месячной аудитории интернета в регионе к населению региона (для жителей старше 18 лет, по данным ФОМ на осень 2011 года).
Стоимость доступа в интернет — средняя стоимость проводного доступа в интернет на скорости 1 Мбит/с в крупнейших городах округа (по данным региональных провайдеров на март 2012 года).
Число доменов на тысячу пользователей — отношение числа доменных имён второго уровня в зонах .RU и .РФ, зарегистрированных в регионе, к месячной аудитории региона (по данным ТЦИ на ноябрь 2011 года).
Показатели активности пользователей
Активность интернет-СМИ3 — отношение среднего числа новостей, публикуемых онлайн-СМИ региона в будний день, к общему числу СМИ данного региона (по данным Яндекс.Новостей на февраль-март 2012 года).
Присутствие организаций в интернете — отношение числа организаций с сайтом к общему количеству организаций в регионе (по данным Яндекс.Справочника на февраль 2012 года).
Развитие региональных ресурсов4 — увеличение количества сайтов из региона в Яндекс.Каталоге за год (по данным Яндекс.Каталога на январь 2012 года).
Доля бизнес-сайтов — отношение количества сайтов бизнес-тематики к общему количеству сайтов в Яндекс.Каталоге (по данным Яндекс.Каталога на январь 2012 года).
Охват социальных сетей — отношение совокупной месячной аудитории трёх крупнейших социальных сетей рунета (ВКонтакте, Одноклассники и Мой мир@mail.ru) в регионе к месячной аудитории интернета в регионе (по данным TNS на декабрь 2011 года).
Центральный федеральный округ
(без учёта Москвы, но с учётом Московской области)
Несмотря на то, что в 2011 году интернет в ЦФО стоил дешевле, чем в других округах, показатель проникновения здесь опустился ниже среднего уровня. Центр продолжает лидировать по количеству доменов на 1000 пользователей, но отстаёт от других округов по активности интернет-СМИ и охвату социальных сетей.
Северо-Западный федеральный округ
(без учёта Санкт-Петербурга, но с учётом Ленинградской области)
Несмотря на самые низкие темпы прироста интернет-аудитории, СЗФО продолжает лидировать по проникновению интернета. По присутствию организаций в интернете и доле бизнес-сайтов СЗФО занимает последнее место.
Южный федеральный округ
(оценивался вместе с Северо-Кавказским)
В 2011 году ЮФО занял второе после Дальнего Востока место по темпам роста интернет-аудитории, однако по проникновению интернета округ по-прежнему отстаёт от среднего уровня. Как и в предыдущем году, ЮФО занял последнее место по количеству доменов на 1000 пользователей.
Приволжский федеральный округ
В 2011 году проникновение интернета в ПФО впервые превысило средний по округам уровень. Поволжье лидирует по присутствию организаций в интернете.
Уральский федеральный округ
В 2011 году УФО опустился со второго на третье место по проникновению интернета. Несмотря на это, общий уровень развития интернета на Урале — один из самых высоких среди регионов России. В УФО все исследованные показатели, кроме присутствия организаций в интернете, превышают средний уровень. Кроме того, Урал лидирует по развитию региональных ресурсов и доле бизнес-сайтов.
Сибирский федеральный округ
СФО занимает второе место среди округов по присутствию организаций в интернете. Сибирь по-прежнему отстаёт от среднего уровня по проникновению интернета, а также по числу доменов на 1000 пользователей, развитию региональных ресурсов и доле бизнес-сайтов.
Дальневосточный федеральный округ
ДФО продемонстрировал самые высокие темпы роста интернет-аудитории, благодаря чему округ поднялся с четвёртого на второе место по проникновению интернета. При этом на Дальнем Востоке интернет стоит почти в три с половиной раз дороже, чем в среднем по округам. Именно с резким ростом аудитории в ДФО связано снижение числа доменов на 1000 пользователей. В 2011 году Дальний Восток вышел на первое место по активности интернет-СМИ.
Москва и Санкт-Петербург
Москва и Санкт-Петербург по-прежнему обгоняют регионы по всем показателям распространения интернета и по большинству показателей активности пользователей. Отставание по охвату социальных сетей может объясняться тем, что при расчёте этого показателя не учитывалась популярная в столицах сеть Facebook5.
Основные цифры и факты
По данным ФОМ, в 2011 году месячная аудитория интернета в России выросла на 17% и составила 54,5 млн человек (47% совершеннолетнего населения страны). По данным сomScore, в сентябре прошлого года Россия вышла на первое место в Европе по количеству интернет-пользователей.
Основной вклад в прирост аудитории внесли регионы: 93% новых интернет-пользователей живут за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. Вместе с тем, по показателю проникновения интернета столицы по-прежнему лидируют с большим отрывом.
Аудитория мобильного интернета растёт в два раза быстрее, чем аудитория интернета в целом. В январе 2012 года мобильными устройствами для выхода в сеть воспользовались более 22% всех жителей российских городов с населением свыше 100 тыс. человек.
В 2011 году интернет-аудитория в регионах выросла почти на 20%. Самые высокие темпы роста продемонстрировал Дальневосточный округ, самые низкие — Северо-Западный. По показателю проникновения интернета по-прежнему лидирует СЗФО, а Центральный, Южный и Сибирский округа отстают от среднего уровня.
Интернет в регионах подешевел в среднем на 60%. Больше всего за доступ в сеть платят жители Дальневосточного округа, меньше всего – Центрального. Стоимость интернета в этих двух округах различается более чем в 10 раз.
Всего около трети организаций в регионах имеют свои сайты (в Москве и Санкт-Петербурге — 70%). Выше всего этот показатель в Поволжье, ниже всего — в Северо-Западном округе.
Москва и Санкт-Петербург по-прежнему обгоняют регионы по всем показателям распространения интернета и по большинству показателей активности пользователей, однако регионы с каждым годом сокращают отставание от столиц.