Развитие интернета в регионах России

По данным ФОМ на осень 2011 года, месячная аудитория интернета в России составляет 54,5 млн человек — это около 47% всего совершеннолетнего населения страны. С осени 2010 года аудитория выросла чуть более чем на 17% (на 18% годом ранее). По данным сomScore, в сентябре 2011 Россия вышла на первое место в Европе по количеству интернет-пользователей.

Как и в предыдущие годы, аудитория интернета росла главным образом за счёт регионов: более 93% новых пользователей живут за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. Активнее всего интернет распространяется в сёлах: за год аудитория здесь увеличилась на 33%. Для сравнения: в столицах рост составил всего около 6%. Вместе с тем, по проникновению интернета (отношение аудитории к населению) Москва и Санкт-Петербург по-прежнему лидируют с большим отрывом, а сёла и города с населением до 100 тыс. человек отстают от среднего по России уровня.

Проникновение интернета в разных населенных пунктах, рост за год, %

По данным TNS на начало 2012 года, возможность выходить в интернет из дома есть уже у 92% жителей городов с населением свыше 100 тыс. человек, причём больше 70% из них пользуются широкополосным (высокоскоростным) доступом. В составе интернет-аудитории продолжает увеличиваться доля пользователей, которые выходят в сеть ежедневно: по данным ФОМ, с осени 2010 по осень 2011 этот показатель вырос с 69% до 75%.

Доступность интернета

С каждым годом скорость интернета растёт, а стоимость снижается. По данным Яндекса, в 2011 году средняя стоимость интернета в России сократилась более чем в два раза. В регионах самая распространённая скорость доступа в сеть (доступ в интернет на такой скорости стоит, как правило, 500-600 рублей) выросла до 6,4 Мбит/с (на 156%), а в столицах — до 16,5 Мбит/с (на 50%).

Самая распространенная скорость доступа в сеть, Мбит/с

Десять российских городов с самым дешевым интернетом

Город Рублей за Мбит/с
Москва 31
Санкт-Петербург 31
Воронеж 32
Уфа 34
Петрозаводск 44
Рязань 46
Калининград 47
Оренбург 50
Ярославль 50
Тамбов 51

Мобильный интернет

По данным TNS, в январе 2012 года различными мобильными устройствами (сотовые телефоны, коммуникаторы, планшетные компьютеры) для выхода в сеть воспользовались более 22% всех жителей крупных российских городов. За последние три года месячная аудитория мобильного интернета выросла почти в два раза, тогда как аудитория интернета в целом — только на 50%. Причём по показателю проникновения мобильного интернета и по темпам его развития крупные российские города почти не отстают от Москвы и Санкт-Петербурга.

Проникновение мобильного интернета в городах России, %

В качестве основного мобильного средства выхода в сеть больше половины россиян используют обычные сотовые телефоны, около 42% — смартфоны и коммуникаторы, остальные 6% — планшеты. В Москве соотношение немного другое: большинство москвичей (56%) используют смартфоны и коммуникаторы, а планшеты в столице почти в два раза популярнее, чем в среднем в крупных городах страны.

Основные мобильные устройства для выхода в интернет, %

 

Распределение пользователей мобильного интернета по отдельным платформам2

 

 

Домены

По данным ТЦИ, в 2011 году число доменных имён второго уровня в зонах .RU и .РФ выросло на 19% до 4,6 млн. Домен .RU, на который приходится около 80% этой суммы, поднялся по итогам года с шестого на четвёртое место в рейтинге национальных доменов мира. В прошлом году регионы впервые обогнали столицы по количеству зарегистрированных доменных имён.

 2

Характеристики регионов

Развитие интернета в регионах оценивалось по двум группам показателей. Показатели первой группы характеризуют уровень распространения интернета, второй — активность пользователей.

Все показатели были рассчитаны отдельно для Москвы и Санкт-Петербурга, для семи федеральных округов (Центральный федеральный округ учитывался без Москвы, а Северо-Западный без Санкт-Петербурга) и для всей России без двух столиц. Южный федеральный округ оценивался вместе с Северо-Кавказским.

 

Показатели распространения интернета

Проникновение интернета — отношение месячной аудитории интернета в регионе к населению региона (для жителей старше 18 лет, по данным ФОМ на осень 2011 года).

Стоимость доступа в интернет — средняя стоимость проводного доступа в интернет на скорости 1 Мбит/с в крупнейших городах округа (по данным региональных провайдеров на март 2012 года).

Число доменов на тысячу пользователей — отношение числа доменных имён второго уровня в зонах .RU и .РФ, зарегистрированных в регионе, к месячной аудитории региона (по данным ТЦИ на ноябрь 2011 года).

 

Показатели активности пользователей

Активность интернет-СМИ3 — отношение среднего числа новостей, публикуемых онлайн-СМИ региона в будний день, к общему числу СМИ данного региона (по данным Яндекс.Новостей на февраль-март 2012 года).

Присутствие организаций в интернете — отношение числа организаций с сайтом к общему количеству организаций в регионе (по данным Яндекс.Справочника на февраль 2012 года).

Развитие региональных ресурсов4 — увеличение количества сайтов из региона в Яндекс.Каталоге за год (по данным Яндекс.Каталога на январь 2012 года).

Доля бизнес-сайтов — отношение количества сайтов бизнес-тематики к общему количеству сайтов в Яндекс.Каталоге (по данным Яндекс.Каталога на январь 2012 года).

Охват социальных сетей — отношение совокупной месячной аудитории трёх крупнейших социальных сетей рунета (ВКонтакте, Одноклассники и Мой мир@mail.ru) в регионе к месячной аудитории интернета в регионе (по данным TNS на декабрь 2011 года).

 

 

Центральный федеральный округ

(без учёта Москвы, но с учётом Московской области)

 

Несмотря на то, что в 2011 году интернет в ЦФО стоил дешевле, чем в других округах, показатель проникновения здесь опустился ниже среднего уровня. Центр продолжает лидировать по количеству доменов на 1000 пользователей, но отстаёт от других округов по активности интернет-СМИ и охвату социальных сетей.

 

Северо-Западный федеральный округ

(без учёта Санкт-Петербурга, но с учётом Ленинградской области)

Несмотря на самые низкие темпы прироста интернет-аудитории, СЗФО продолжает лидировать по проникновению интернета. По присутствию организаций в интернете и доле бизнес-сайтов СЗФО занимает последнее место.

Южный федеральный округ

(оценивался вместе с Северо-Кавказским)

В 2011 году ЮФО занял второе после Дальнего Востока место по темпам роста интернет-аудитории, однако по проникновению интернета округ по-прежнему отстаёт от среднего уровня. Как и в предыдущем году, ЮФО занял последнее место по количеству доменов на 1000 пользователей.

Приволжский федеральный округ

В 2011 году проникновение интернета в ПФО впервые превысило средний по округам уровень. Поволжье лидирует по присутствию организаций в интернете.

Уральский федеральный округ

В 2011 году УФО опустился со второго на третье место по проникновению интернета. Несмотря на это, общий уровень развития интернета на Урале — один из самых высоких среди регионов России. В УФО все исследованные показатели, кроме присутствия организаций в интернете, превышают средний уровень. Кроме того, Урал лидирует по развитию региональных ресурсов и доле бизнес-сайтов.

Сибирский федеральный округ

СФО занимает второе место среди округов по присутствию организаций в интернете. Сибирь по-прежнему отстаёт от среднего уровня по проникновению интернета, а также по числу доменов на 1000 пользователей, развитию региональных ресурсов и доле бизнес-сайтов.

Дальневосточный федеральный округ

ДФО продемонстрировал самые высокие темпы роста интернет-аудитории, благодаря чему округ поднялся с четвёртого на второе место по проникновению интернета. При этом на Дальнем Востоке интернет стоит почти в три с половиной раз дороже, чем в среднем по округам. Именно с резким ростом аудитории в ДФО связано снижение числа доменов на 1000 пользователей. В 2011 году Дальний Восток вышел на первое место по активности интернет-СМИ.

Москва и Санкт-Петербург

Москва и Санкт-Петербург по-прежнему обгоняют регионы по всем показателям распространения интернета и по большинству показателей активности пользователей. Отставание по охвату социальных сетей может объясняться тем, что при расчёте этого показателя не учитывалась популярная в столицах сеть Facebook5.

Основные цифры и факты

По данным ФОМ, в 2011 году месячная аудитория интернета в России выросла на 17% и составила 54,5 млн человек (47% совершеннолетнего населения страны). По данным сomScore, в сентябре прошлого года Россия вышла на первое место в Европе по количеству интернет-пользователей.

Основной вклад в прирост аудитории внесли регионы: 93% новых интернет-пользователей живут за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. Вместе с тем, по показателю проникновения интернета столицы по-прежнему лидируют с большим отрывом.

Аудитория мобильного интернета растёт в два раза быстрее, чем аудитория интернета в целом. В январе 2012 года мобильными устройствами для выхода в сеть воспользовались более 22% всех жителей российских городов с населением свыше 100 тыс. человек.

В 2011 году интернет-аудитория в регионах выросла почти на 20%. Самые высокие темпы роста продемонстрировал Дальневосточный округ, самые низкие — Северо-Западный. По показателю проникновения интернета по-прежнему лидирует СЗФО, а Центральный, Южный и Сибирский округа отстают от среднего уровня.

Интернет в регионах подешевел в среднем на 60%. Больше всего за доступ в сеть платят жители Дальневосточного округа, меньше всего – Центрального. Стоимость интернета в этих двух округах различается более чем в 10 раз.

Всего около трети организаций в регионах имеют свои сайты (в Москве и Санкт-Петербурге — 70%). Выше всего этот показатель в Поволжье, ниже всего — в Северо-Западном округе.

Москва и Санкт-Петербург по-прежнему обгоняют регионы по всем показателям распространения интернета и по большинству показателей активности пользователей, однако регионы с каждым годом сокращают отставание от столиц.

admin
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий

Adblock
detector