Что делать, если ребенка травят в школе

Всегда-всегда будьте за своего ребёнка. Если его травят в школе и не поддерживают дома, куда ему податься? Единственное, что он делает: провоцирует детей своим от них отличием. Но он не выбирал это. Он просто такой, какой есть. И ему нужна ваша поддержка и помощь.

Травля (буллинг) — это систематическое физическое и/или психологическое насилие со стороны группы по отношению к её участнику. Важно понимать, что травля — это не только тычки и оскорбления. Обидные прозвища, насмешки, игнорирование, бойкот, унижение — всё это тоже признаки травли.

Буллинг в школе: советы родителям

Травля — это не конфликт. Конфликт — это столкновение интересов, потенциально имеющее решение, конфликт — это средство, а не цель. Травля же не используется как средство достижения цели, она цель сама по себе. Разница между конфликтом и травлей примерно такая же, как между войной и геноцидом.

Травля — это не игра. В игре участвуют добровольно, в игре можно меняться ролями и от игры участники получают удовольствие. В травлю вовлекают насильно и удовольствие она приносит только агрессору. 

Если ваш ребёнок столкнулся с травлей, есть несколько конкретных шагов, которые нужно сделать, и при этом важно держать в голове два тезиса, важность которых я поясню ниже, в обсуждении плана действий:

Тезис N1: Травля — всегда групповой процесс.

Тезис N2: В ситуации травли всегда (прописью — всегда) стоим на стороне того, кого травят. 

Как противостоять травле в школе:

Шаг 1: поверить своему ребёнку и признать, что ему действительно плохо и что проблема есть.

К сожалению, довольно часто случается, что родители не в состоянии сделать этот шаг и начинают делать то, что делать категорически нельзя: обесценивать проблему («да они просто дурачатся, не обращай внимания») и сваливать ответственность на ребёнка («наверное, ты сам виноват, что тебя задирают, не давай повода, они и не будут приставать»).

Тут стоит понимать, что, безусловно, есть некая «группа риска», т.е., дети, которые с большей вероятностью могут стать жертвами травли, а именно:

  • имеющие особенности развития (инвалидность, дефекты речи, СДВГ, РАС и т.п.);
  • отличающиеся по национальному признаку от большинства детей;
  • отличающиеся по успеваемости (круглые отличники/круглые двоечники)
  • имеющие яркие внешние особенности (высокий/низкий, худой/полный, веснушки, очки, раннее половое созревание и т.п.)

Можно продолжить список, но в целом понятно, что для травли нужен только повод, и жертвой может стать кто угодно, поскольку (см. Тезис N1) травля является характеристикой группы, а не жертвы. Поэтому вспоминаем Тезис N2 и идём дальше.

Шаг 2: сообщить о ситуации взрослому, ответственному за группу: классному руководителю, руководителю кружка, вожатому в лагере и т.п.

Иногда бывает достаточно того, что взрослый будет отслеживать и пресекать ситуации буллинга. Эффективно это в той ситуации, если дети действительно не понимают, что они наносят человеку ущерб, а считают, что это такая игра. В таком случае разъяснения и контроля со стороны взрослого может быть достаточно.

Шаг 3: если руководитель группы в курсе и ситуация не меняется, то идём на уровень выше — к директору/завучу и говорим: в таком-то классе у такого-то учителя травля, разберитесь. 

Что школа должна сделать:

  • признать факт наличия проблемы;
  • обратиться к методистам департамента образования за помощью.

Что школа (скорее всего) будет делать:

  • отрицать проблему («вы преувеличиваете»);
  • обесценивать проблему («это просто особенности детского общения»);
  • валить всё на ребёнка («он просто слишком чувствительный, да и вообще сам не лыком шит»);
  • валить всё на родителей («это вещи, которые воспитываются в семье»);
  • рекомендовать обратиться к психологу;
  • рекомендовать сменить класс/школу.

В общем, коротко говоря, школа будет говорить «ничего нет, а если есть, то вы сами виноваты». И тут как никогда важно помнить наши тезисы: травля — это групповой процесс, жертва не несёт за него ответственности и нельзя эту ответственность на неё перекладывать.

Есть два здравых зерна: совет пойти к психологу и совет сменить школу. К психологу стоит пойти за поддержкой, укреплением самооценки и личных границ и (возможно) за навыками саморегуляции, а смена школы — это действительно способ избавить своего ребёнка от враждебно настроенной группы. Однако, не всем этот способ подходит, в таком случае переходим к следующему шагу.

Шаг 4: департамент образования и прокуратура.

Эти слова, как правило, действуют на руководство школы магическим образом, и школа соглашается сделать то, что должна. Но если этого не произошло, то идём на сайт департамента образования и пишем там обращение, в котором указываем школу и суть проблемы.

С прокуратурой можно сделать так же, более того, в случае, если вы сможете доказать ущерб, нанесённый ребёнку, можно через суд получить компенсацию вреда с родителей обидчика(-ов). Но если нет физического ущерба (зафиксированных травм и/или ущерба имуществу), а есть только психологический ущерб, то доказать это сильно сложнее. Однако, в любом случае, прокурорская проверка — это то, чего любая школа хочет избежать, а по итогам такой проверки могут быть уволены те педагоги, кто либо сам участвовал в травле (такое, увы, не редкость), либо содействовал ей невмешательством.

Резюме:

Если вашего ребёнка травят, помните, что это — не его вина и не его ответственность. Быстрое решение проблемы — смена класса/школы. Более долгий путь: идти в школу и требовать с неё решения проблемы, вовлекая последовательно людей от классного руководителя до директора. Если и на уровне директора вы получаете отказ, обращайтесь в департамент образования или даже прокуратуру.

В заключение хочется сказать: травля — явление разрушительное не только для жертвы, но и для агрессора и свидетелей тоже. Люди, которые видят травлю и не вмешиваются, получают опыт страха и беспомощности. Агрессор — утверждается в деструктивных способах общения и может в дальнейшем испытывать трудности в близких отношениях. Жертва — переживает беспомощность, одиночество, страх, злость, что может приводить к расстройствам, суицидальным попыткам или нападениям на одноклассников. Поэтому травля — это проблема не одного человека, это проблема всех. 

И всегда-всегда будьте за своего ребёнка. Если его травят в школе и не поддерживают дома, куда ему податься? Единственное, что он делает: провоцирует детей своим от них отличием. Но он не выбирал это. Он просто такой, какой есть. И ему нужна ваша поддержка и помощь.

Алена
Оцените автора
( 6 оценок, среднее 3.5 из 5 )
Добавить комментарий

Adblock
detector