«Маленькие учителя», или чему дети учат родителей

Дети приходят на этот свет и переворачивают всю нашу реальность. Ведь быть родителями – это не только испытывать счастье, проявлять заботу, ответственность. Дети побуждают нас – и часто против нашего желания – вновь открывать самих себя, и проявлять то лучшее, что в нас есть. Рядом со своими детьми мы сами внутренне растем. Меняются наши отношения с другими членами семьи, с людьми вообще, меняется взгляд на собственный опыт.

Приглядитесь: мы многому можем научиться у наших детей.

прислушивайтесь к своим детям

Дети учат нас способности жить сегодняшним днем (здесь-и-сейчас). У взрослых очень много времени уходит на планирование будущего или воспоминания прошлого. Но среди мечтаний, планов и воспоминаний мы упускаем самое важное – ценность текущего момента, живого момента жизни. Ведь жизнь проходит на пути к мечте и цели. Заметьте, именно так живут дети – они радуются настоящему, и они по-настоящему счастливы.

Дети учат нас безусловной любви. Умение любить не за что-то, а просто так, — это то, что мы взрослые часто не понимаем. Гораздо понятнее любить за достоинства, достижения, заслуги. И тем труднее смириться с недостатками и промахами. Но, нет… Просто так! Именно так любят дети.

Дети открыты миру, а потому и мир открыт им. Большинство взрослых «запирают дверь в свое сердце», делая это из соображений безопасности, чтобы защититься от реальных или возможных болезненных ран. Безусловно, такая закрытость защищает, но нередко она же приводит к негативному восприятию мира и себя в нем. А ведь когда мы доверяем миру, мир доверяет нам.

Дети учат нас естественности в проявлении своих чувств, потребностей, желаний. Они так непосредственны в том, что хотят, радуются ли они, удивляются, или, напротив, огорчаются и горюют. Когда чувства осознанны, искренни, не заблокированы стереотипами и запретами, жизнь становится полнее и счастливее.

Легкость в восприятии нового – еще один ценный урок, приготовленный нам нашими детьми. Дети легко ломают установленные стереотипы и заставляются задуматься над истинной сущностью вещей при помощи лишь единственного вопроса: «Почему?» Благодаря им мы способны учиться новому, открывать новые горизонты, пробовать, казалось бы, невозможное.

Дети показывают нам, что значит быть по-настоящему творческими. Очень верно заметил Г.К. Честертон «Все мы гении, пока нам не исполнится десять лет». И, действительно, всем детям свойственна способность творить, и только от взрослых зависит, даст ли она рост, или заблокируется по мере взросления. Наверняка вы замечали, что у детей нет условностей и ограничений, стереотипов в мыслях и поведении. Чем старше становится человек, тем больше шаблонов создают стену, через которую ему уже трудно увидеть новые пути. Общение с детьми, сознательное желание у них учиться, помогает ослабить влияние этих ограничений и жить осмысленнее и свободнее.

Ну и конечно, нам стоит поучиться у наших детей способности быть счастливыми. Русский философ Григорий Померанц писал: «Можно быть счастливым беспричинно. Можно быть счастливым не смотря на неудачи, даже несчастья. Ребенок всегда способен к счастью и счастлив, когда играет, когда чувствует любовь к матери и любит ее. А многие большие люди слишком озабочены для счастья.

Они думают о завтрашнем дне (или о вчерашнем), о том какие несчастья были с ними или могут быть, каких внешних условий счастья им не хватает, с утра до вечера делают работу, которая сама по себе не радует их, лишь бы не умереть под забором– и проходят мимо счастья, которое все в настоящем, в сегодняшнем дне. И не в вещах, а в нашей способности откликаться вещам — простым, естественным, дарованным: небу, дереву, человеку» (Г.Померанц «Одиноко прочерченный путь»).

Когда мы взрослые откликаемся на уроки любви, которые преподают нам дети, мы получаем шанс найти свой путь, почувствовать себя по-настоящему счастливым человеком.

«Взрослые очень любят цифры. Когда рассказываешь, что у тебя появился новый друг, они никогда не спросят о самом главном. Никогда они не скажут: «А какой у него голос? В какие игры он любит играть? Ловит ли он бабочек?» Они спрашивают: «Сколько ему лет? Сколько у него братьев? Сколько он весит? Сколько зарабатывает его отец?». И после этого воображают, что узнали человека».

Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

Воспитываем не только мы: наши дети каждое мгновение учат нас иными глазами смотреть на множество вещей, на наше поведение, решения и поступки. Они заставляют нас пересмотреть то, в чем раньше мы были абсолютно уверены, и задуматься над тем, кто мы есть. Иногда это кажется нам делом непростым, но никогда не бывает бесполезным.

Алена
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий