Негативная энергия: дзен-мастер объясняет, как справляться с разрушающими мыслями

Как можно справиться с негативной энергией и плохими эмоциями? Согласитесь, не самый легкий вопрос. Некоторые люди посоветуют вам игнорировать негативность и сосредоточиться на позитивном мышлении. Другие же предложат медитацию, йогу или какой-то альтернативный вид духовной практики. Но если верить словам буддистского дзен-мастера Тита Нат Хана, то на самом деле все гораздо проще.

Негативные эмоции можно преодолеть с помощью практики осознанности. Дзен-мастер рассказывает о роли осознанности в понимании собственных страданий и, что удивительно, почему люди должны их принять:

«Прежде всего, роль практики осознанности заключается в осознании своих страданий и заботе о себе. На начальном этапе она способствует осознанию страданий, а на втором – их принятию. Мать, которая действительно заботится о своем плачущем ребенке, возьмет его на руки без попыток подавить рыдания и без осуждения, и тем более не будет его игнорировать. Осознанность можно сравнить с понимающей и принимающей страдания матерью. 

Таким образом, суть практики осознанности заключается не в противостоянии или подавлении своего негативного чувства, а, скорее, в нежном его успокаивании. Когда мать обнимает свое дитя, энергия ее нежности проникает внутрь ребенка. И даже если она поначалу не может понять, почему ее ребенок страдает, и у нее уходит какое-то время на поиски причин такого состояния, решение нежно взять его на руки уже способно принести ему облегчение. Если люди научатся распознавать и успокаивать свою боль, дыша при этом осознанно, им тоже сразу станет легче».

Смотреть в глаза своим чувствам, а после принимать их, это совершенно не то, чему нас учили в детстве. Большинство людей предпочитают спрятаться от негативных эмоций из-за их непосильного бремени.

Но что происходит в таком случае? Негативные эмоции просто будут тлеть где-то на заднем фоне и в конечном итоге сделают вам только хуже.

Тит Нат Хан говорит, что мы должны смотреть на свои эмоции как на нечто непостоянное. Это поможет нам понять, что они вовсе не такие страшные, как могло бы показаться:

«Как выражается наша злость? Мы кричим, орем и пытаемся найти того, кто виноват в наших проблемах. Но если посмотреть на гнев как на нечто непостоянное, то мы можем просто остановиться и сделать несколько глубоких вдохов.

Гневаясь на другого человека в некоем высшем измерении, мы закрываем глаза и заглядываем глубоко внутрь себя. Мы стараемся заглянуть на 300 лет в будущее. Какими станете вы оба? Какими станете лично вы? Где будете вы двое и где будете лично вы? Просто вдыхайте и выдыхайте воздух, вглядываясь в свое будущее и будущее другого человека.

В этом самом будущем мы видим, как нам дорог наш «враг». Понимая, что мы можем потерять его в любой момент, наш гнев постепенно уходит. Нам хочется обнять его и сказать: «Как же я рад, что ты все еще жив. Я так счастлив. И как я только мог обижаться на тебя. Ведь мы оба когда-нибудь умрем, а потому глупо сейчас злиться друг на друга».

Мы забываем о непостоянстве, а потому причиняем боль и себе, и другим людям. Однажды мы отправимся в мир иной, оставив все свои материальные вещи, власть, семью и все остальное. Самые важные и ценные вещи, которые у нас есть, это свобода, мир и счастье».

Поразительно мудрые слова от буддистского дзен-мастера. Если в мире и существует истина, то она заключается в непостоянстве Вселенной. Поэтому когда нас одолевают негативные эмоции, нам необходимо понять, что так не будет продолжаться вечно.

А еще мы не должны ставить свое счастье в зависимость от имущества или статуса, потому что эти вещи тоже не вечны.

Читайте также: Исследования показывают, что люди с этим типом мышления в 10 раз счастливее (и богаче), чем другие

Тит Нат Хан говорит, что счастье и страдания являются двумя противоположными понятиями, и одно без другого существовать не может:

«Нет грязи – нет и лотоса. И страдания, и счастье наделены органической сущностью, а это означает, что они одинаково преходящие и постоянно сменяют друг друга. Увядая, цветок превращается в удобрение. А удобрение помогает цветку снова вырасти. Счастье тоже органично и непостоянно. Оно с легкостью превращается в страдания, а страдания – снова в счастье».

Тит Нат Хан говорит, что мы можем унять свою боль, если осознаем, что эта боль не стоит наших страданий:

«Быть живым – величайшее из чудес. Мы можем унять свою боль с помощью простого осознания, что она не стоит наших страданий! Как много людей кончают жизнь самоубийством из-за ярости и отчаяния? В этот момент они не видят всего того счастья, что им доступно. Практика осознанности препятствует столь ограниченному мировоззрению. Будда не прятался от своих страданий, и это открыло ему путь к освобождению. Не стоит убегать от неприятных вам вещей только ради того, чтобы насладиться чем-то приятным. Встретьтесь лицом к лицу с трудностями и создайте для себя новое счастье».

«Один из способов позаботиться о своей боли – привлечь в свою жизнь что-то противоположное ей. У всего в этом мире есть своя противоположность, поэтому если в вас посеяно семя высокомерия, то и семени сострадания тоже найдется место. Каждый из нас может быть сострадательным. Если ежедневно в этом практиковаться, то ваша сострадательность будет лишь укрепляться. Необходимо сосредоточиться на ней, и она тут же наполнится энергией. И чем сострадательнее вы становитесь, тем меньше в вас остается высокомерия. Вам не нужно с ним бороться или пытаться придушить. Человек сам решает, какие семена он будет поливать – добрые или злые».

Перевод статьи — Negative energy: A Zen Master explains how to deal with negativity  via Клубер

Валентина
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий

Adblock
detector