В вопросе продажи бизнеса есть идеологические, организационные и технические моменты. Главный — идеологический момент. Бизнесмен решает, как продать бизнес — целиком или его часть.
Продажа бизнеса в Москве осуществляется по многим причинам — человек просто устал от него, планирует начать другой интересный проект и т.д. Но когда необходимо развивать бизнес, собственник задумывается о том, чтобы продать его часть. Например, если предприятие расширилось и без партнера бизнесмен не может справиться с конкурентами, не хватает средств, связей.
В любом случае необходимо учитывать организационные моменты, в частности, структуризацию, которой занимаются юристы и инвестиционные банкиры. Еще важно, чтобы бизнес был прозрачным. Ведь часто встречается ситуация, когда инвесторы не поймут, как устроен бизнес.
Покупателем бизнеса нередко может стать западная структура, и тогда необходимо будет осуществлять процедуру соответствия. В инвестиционных банках данной процедурой занимаются отделы, которые проверяют буквально все, вплоть до биографий дедушек и бабушек хозяина бизнеса. Они хотят понять, кто является владельцем предприятия, кто члены совета директоров. Кроме этого, они до мельчайших подробностей интересуются вопросами управления и отчетности. И если в бизнесе есть какой-нибудь криминалитет, западники бегут от этого как от кошмара.
Отчетность у продающегося предприятия обычно приводится в полный порядок за несколько лет. От принятия решения и до непосредственной сделки может пройти до полутора лет. Важный фактор — макроэкономические условия, ведь никто не дает гарантию, что не начнется кризис.