В августе на конкурс будет выставлен большой пул частот для телеканала со спортивной тематикой. Скорее всего, конкурс выиграет телеканал «Спорт». Однако другие каналы тоже надеются на получение прибыли от рекламы в спортивных передачах. Поэтому конкуренция на рынке спортивного телевидения должна обостриться.
Федеральная конкурсная комиссия (ФКК) объявила тендер на пул частот под концепцию «спортивное вещание». По данным газеты «Коммерсантъ», рассматривать вопрос о предоставлении частот ФКК будет в августе. На том же заседании будет обсуждаться вопрос об обладателе лицензии на вещание Московской независимой вещательной корпорации (МНВК) ТВ-6. Сейчас на этой частоте без всяких юридических оснований уже четыре года вещает телеканал «Спорт». Объединение этих двух вопросов имеет простое объяснение.
Напомним, что канал «Спорт» появился 12 июня 2003 года и, проработав всего десять дней на 25-м канале, начал вещание на «шестой» кнопке после того, как прервалась работа опального канала ТВС. Никаких законных оснований для вещания на шестом метровом канале у «Спорта» не было, поскольку лицензия на вещание была выдана под концепцию канала ТВ-6 – общественно-политического, а вовсе не спортивного.
Все четыре года своего существования на «шестой» кнопке «Спорт» вещал благодаря временным разрешениям и письмам из федеральных ведомств.
Однако, несмотря на постоянную поддержку телеканала «Спорт» президентом Владимиром Путиным, ВГТРК пришлось ждать, когда истечет срок действия лицензии, которая принадлежит компании «Медиа-социум», которой, в свою очередь, владеют структуры Олега Дерипаски.
Лицензия закончилась в мае этого года, и сейчас никаких формальных оснований для ее продления у «Медиа-социума» нет: на «шестой» кнопке в отличие от условий лицензии вещал другой телеканал, не соответствующий концепции, заявленной в лицензионных документах. Вопрос о том, что «Спорт» вещал на «шестой» кнопке все это время незаконно, остается за скобками. В интервью газете «Коммерсантъ» глава Федеральной службы по надзору в сфере СМИ Борис Боярсков утверждает, что «после проведения конкурса ситуация с трансляцией канала «Спорт» найдет свое разрешение». Он не отрицает, что «именно для этого формируется пул частот с заявленной концепцией вещания – спортивной».
Таким образом, в ФКК в очередной раз может сложиться ситуация, когда на конкурсе на пул частот будет всего один претендент.
Другим компаниям никто не запрещает участвовать в конкурсе, но, скорее всего, шансы на победу у них мизерны – «Спорт» в последнее время находится под пристальным вниманием президента, чье покровительство заставило «НТВ+» отказаться от многомиллионной сделки.
Стоит отметить, что ни в одной стране мира спортивные трансляции не показывают на общедоступных каналах. «Все топовые спортивные события во всем мире проходят на платных каналах, и это является одним из основных «драйверов» спутникового ТВ, – поясняет директор по телеизмерением компании TNS Gallup Media Александр Костюк. – Такого количества спорта на открытом эфирном канале нет больше нигде».
В этих условиях победа «Спорта» в борьбе за частоты, скорее всего, предрешена. К тому же уже сейчас каналу фактически помогают более сильные игроки рынка. «Сейчас «НТВ+» предоставляет «Спорту» сублицензию на трансляцию матчей, – рассказал «Газете.Ru» старший юрисконсульт РФПЛ Борис Ларин. – Как между ними делится прибыль и на каких условиях все это происходит, я не знаю. При этом «Первый канал» сохранил за собой право на трансляцию по одному матчу в каждом туре».
Если ФКК вынесет решение на конкурсе по частотам в пользу «Спорта», то это может перераспределить и доходы телевизионщиков от рекламы, размещаемой в спортивных программах. Правда, назвать реальный доход канала эксперты отказываются. «При таком спросе на рекламном рынке, который сейчас существует, рекламодателями востребованы любые телевизионные ресурсы», – подчеркивает директор по маркетинговым исследованиям аналитического центра «Видео Интернешнл» Сергей Веселов. Действительно, рекламный рынок в стране растет ежегодно на 30–40%, поэтому говорить о спаде интереса к теленосителям не приходится. К тому же из-за создавшегося на телевидении дефицита рекламного времени (он образовался в связи с ограничениями, введенными новым законом «О рекламе») рекламодатели готовы размещаться где угодно. Поэтому нынешние лидеры телерынка – прежде всего «Первый канал» и «Россия» – вряд ли захотят отдавать «Спорту» доходы от рекламы в статусных спортивных трансляциях.
Через несколько лет все преференции, которые сейчас оказываются каналу «Спорт», могут потерять свою ценность. Эксперты утверждают, что грядущая цифровизация российского телевидения может изменить вектор развития спортивного вещания. «В связи с цифровизацией картинка изменится, – рассуждает вице-президент АКАР Владимир Евстафьев. – Появятся нишевые узкие каналы – канал про футбол, легкую атлетику, теннис, и тогда конкурентный диапазон изменится».
Однако картина спортивного вещания в России может измениться уже в ближайшие часы. В ночь со среды на четверг Международный олимпийский комитет примет решение о том, где будет проводиться Олимпиада-2014. «Сегодня вопрос о спортивном вещании очень актуален в связи с тем, что решит Олимпийский комитет, – говорит Евстафьев. – Если Сочи побеждает, то проблематика спорта окажется у нас более сильной, чем было до сих пор, а если нет, то никаких перемен в ближайшем телесезоне в этой нише не произойдет».
Gazeta.ru