Госдума понизит градус наружной рекламы

Госдума рассмотрит в первом чтении законопроект, запрещающий рекламу алкоголя и табака в общественном транспорте. Тем самым будет продолжен передел многомиллиардного рынка алкогольной и табачной рекламы, идущий последние годы. Автор документа депутат Александр Лебедев утверждает, что законопроект получил одобрение Владимира Путина, а потому нет никаких сомнений в том, что депутаты его примут. В дальнейшем они начнут борьбу со всей наружной рекламой алкоголя.

Рекламные агентства уже начали в спешном порядке разрывать контракты с производителями спиртного, а те ищут новые способы рекламы.

Александр Лебедев отмечает, что, работая над этими поправками в «Закон о рекламе», он прежде всего думал о том, чтобы уменьшить интерес несовершеннолетних к данным видам товаров. «Подобная реклама воздействует на еще не развившиеся мозги подростков и приводит к тому, что на улице можно увидеть огромное количество молодежи с бутылкой пива и косыми глазами», — сказал он.

В июне прошлого года депутаты от «Единой России» не захотели запрещать рекламу алкогольных напитков, табака и пива на общественном транспорте, хотя депутаты-инициаторы не требовали от государства никаких средств на реализацию закона. Однако недавно поддержку законопроекту неожиданно для Александра Лебедева выразило правительство. В середине января 2008 года заместитель председателя правительства Александр Жуков прислал в Госдуму официальный положительный отзыв на законопроект. Правда, он попросил у депутатов Лебедева и Самошина конкретизировать перечень объектов транспортной инфраструктуры, где предлагается запретить размещение рекламы алкогольной продукции и табака. «Законопроект поддержала администрация президента, а потом уже «Единая Россия», — рассказал Александр Лебедев, добавив, что законопроект будет принят, потому что его поддержал президент.

Тем самым продолжится передел рынка рекламы табака и алкоголя, объем которого, по экспертным оценкам, превышает 30 млрд рублей. Рекламные агентства, специализирующиеся на распространении рекламы в транспорте, уже давно были готовы к подобной инициативе. Некоторые даже попытались упредить удар законодателей. Как сообщили в пресс-службе компании «Олимп», занимающейся визуальной рекламой в Московском метрополитене, с 1 мая агентство прекращает срок действия договоров с производителями крепких алкогольных напитков (выше 15 градусов). На пиво и табак пока этот отказ не распространяется.

В «Олимпе» соглашаются с тем, что контракты с производителями спиртного были очень выгодными, однако данные по выручке от этого вида рекламы за прошлый год приводить отказываются. Рекламодателей, с которыми расторгаются договоры, в пресс-службе также не называют, руководствуясь, в частности, тем, что по ним и так будет нанесен серьезный удар. Для агентства это тоже болезненно, финансовые потери будут, и все же, подчеркивают в «Олимпе», руководство компании приняло решение пойти на этот шаг из соображений социальной ответственности. «В год семьи проблемы, связанные с ростом алкогольной зависимости среди населения нашей страны, звучат особенно актуально. И наша компания не собирается оставаться в стороне», — комментирует принятое решение генеральный директор «Олимпа» Вадим Юхнович.

Категорически не согласны с такой точкой зрения производители крепких алкогольных напитков. «Надо понимать, что рекламируются не те продукты, из-за которых население спивается. Спиваются ведь не легальным, дорогостоящим алкоголем, а спиртосодержащими жидкостями. Так что на самом деле эти запреты не спасут, а, напротив, нанесут удар по населению, ведь это все на руку теневому рынку», — поделился своей точкой зрения генеральный директор компании «Ладога» Вениамин Грабар. «Наша Дума уже давным-давно перегнула палку с всевозможными запретами. Это чистой воды популизм, законопроект разрабатывается непрофессионалами. В результате подобных запретов мы уже давно нигде не размещаем свою рекламу, кроме как в местах продаж», — добавил он.

Действительно, производителям спиртного и табака ничего не остается, кроме как рекламировать свою продукцию в местах продаж. Еще один вариант, по словам вице-президента Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) Владимира Евстафьева, это BTL и глянцевые журналы. «В принципе реклама алкоголя и табака составляет не очень большую долю от общего объема рекламного рынка. Другое дело, что всякое дополнительное законодательное регулирование — это от лукавого. То, что в Америке в наружной рекламе нет табака, — это никакое не законодательное регулирование: сами производители табака собрались и договорились, что они рекламировать свою продукцию таким образом не будут. Это гораздо надежнее», — говорит он.

В компании «Филип Моррис» подтвердили, что многие из ограничений рекламы включены в добровольный кодекс маркетинга компании, положениям которого она следует во всех странах, где ведется ее бизнес. «Понятно, что рекламу сигарет следует ограничивать, чтобы не оставалось какой-либо возможности ее видеть детям. В то же время какие-то виды рекламы и уместны, и даже необходимы в конкурентной рыночной среде. Именно поэтому мы считаем полный запрет рекламы сигарет чрезмерным», — говорит управляющий по связям со СМИ и внутрикорпоративным коммуникациям «Филип Моррис» Сэйлз энд Маркетинг» Ирина Бахтина.

Между тем, не исключено, что все призывы участников рынка к законотворцам услышаны не будут, и в перспективе производителям спиртного и табака действительно грозит полный запрет. По крайней мере, такие планы вынашивает Александр Лебедев. Он признался, что запрет на транспорте — это не самоцель. «У меня есть инициатива — и ее поддерживает спикер Совета федерации Сергей Миронов — убрать всю наружную рекламу этой продукции в Москве. И я, и Миронов выносили эти предложения, но их завернули, потому что рынок наружной рекламы огромный, и там есть серьезные игроки. С наружкой в лоб не справиться, а она, между тем, резко дезориентирует водителей», — говорит Александр Лебедев. По его словам, такой «вакханалии в наружной рекламе», как в России, нет ни в Европе, ни в Америке.

Эксперты пока воспринимают слова депутата как пустую декларацию и популизм. В частности, вице-президент АКАР Владимир Евстафьев, уверен, что предлагаемые депутатом поправки в закон, напротив, противоречат европейской практике в части ограничения рекламы. А генеральный директор НКГ «2К Аудит — Деловые консультации» Тамара Касьянова отмечает, что борьба с потреблением спиртного подростками и водителями ведется уже давно и довольно безуспешно: «Существует закон, ограничивающий продажу несовершеннолетним алкогольной продукции в магазинах. Однако не секрет, что он едва ли соблюдается и купить напитки любой крепости для подростка не проблема. Если бы депутатам удалось добиться реального соблюдения этого закона, это дало бы куда больший эффект, чем любые ограничения рекламы».

 

gzt.ru

admin
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий