Все больше погружаясь в социальные сети, такие, например, как Facebook и Twitter, человек утрачивает представление о своем месте в обществе, теряет свою самооценку и как будто бы даже впадает в детство. По сути рождается поколение одержимых людей, нуждающихся в очень примитивном общении, которое характеризуется короткой концентрацией внимания и постоянным желанием обратить на себя внимание, сообщает dailymail. По сути все общение в соцсетях сводится к наивному щебету малышей, которые часто говорят так: «Посмотрите на меня, мамочка, я сделал это». Этот феномен психологи назвали «кризисом идентичности».
Автором термина «кризис идентичности» является известный американский психолог, профессор Гарвардского университета Эрик Эриксон. Он обнаружил это явление во время своего исследования «военных неврозов» у моряков-подводников. «Кризис» проявляется как противоречие между существующим социальным статусом человека и требованиями изменившейся ситуации. Такой человек неспособен принять новую роль, которая предписывается внешними обстоятельствами, либо, приняв ее, адаптироваться к ней. Вот главные признаки «заболевания»: помимо уже упомянутой неадекватности самооценки, человек утрачивает чувство перспективы, в нем растет пессимизм, он становится внешне пассивен, бескомпромиссен в некоторых ситуациях и порой — агрессивен.
Тот факт, что интернет съедает наш мозг, доказывает и большое употребление в последнее время лекарственных препаратов для улучшения памяти. По словам специалистов, за последние десять лет врачи стали в три раза чаще выписывать своим пациентам препарат, применяемый при расстройствах внимания. Это может быть связано с долгими часами, проведенными перед мониторами компьютеров.
— Более того, банальность информации, которой обмениваются пользователи Twitter, может стать проблемой для общения, — уверена профессор Оксфордского университета, специалист в области психологии, нейробиологии и фармакологии, а также известная писательница и член Палаты лордов, баронесса Сьюзан Гринфилд. — А постоянный просмотр сообщений с экрана может привести к полной утрате многих невербальных навыков — таких, например, как способность смотреть в глаза во время разговора. Большая «дружба» с Интернетом и компьютерные игры серьезно «перемонтировали» мозг уже большого количества молодежи. Человеческий мозг, по утверждению баронессы, способен постоянно изменяться и приспосабливаться, но он весьма чувствителен к среде, в которой находится. Поэтому длительное непрерывное взаимодействие с компьютером уже влияет на его работоспособность.
А пользователей с «деформированным» мозгом насчитывается уже более 750 миллионов — столько людей по всему миру используют Facebook для обмена фотографиями, видео, письмами. И миллионы подписаны в Twitter, где в своих микро-блогах они рассказывают о каждом своем шаге и вздохе. Ведь многие пользователи чувствуют опять же детскую потребность стать «мини знаменитостью», за которой другие наблюдают и восхищаются. По сути, каждый стремится стать звездой своего собственного реалити-шоу. А эксперт по грамотности Сью Палмер, изучая сообщения в интернете, заметила, что девочки, считают, что они «товар, и потому должны продавать себя другим людям» на Facebook.
— Общение в Facebook похоже на жизнь в нереальном мире, но в мире, в котором важно то, что люди думают о вас, — объясняет профессор Гринфилд. — Подумайте о последствиях для общества, если люди будут больше беспокоится о том, что другие люди будут думать о них, нежели то, что они думают о себе сами.
Ранее мы рассказывали о других исследованиях Интернета на наши интеллектуальные возможности. Так, исследователи из Колумбийского университета заметили, что человеческий мозг до такой степени адаптировался к возможностям современной техники, что такая функция организма, как память, практически не используется. И в результате она становится более поверхностной и кратковременной.
Серия экспериментов, которые провели американские ученые под руководством психолога Бетси Спарроу, достоверно показали: люди в наше время значительно лучше запоминают информацию, которую вносят в компьютер, при условии, что через некоторое время она будет безвозвратно удалена. Более того, выяснилось, что сегодня человек скорее запомнит не саму информацию, а то, в какой папке на компьютере она лежит.
Видя подобные результаты серьезных научных исследований можно сказать, что компьютер arduino и интернет стали для человека своеобразным «протезом» памяти — наш мозг стал воспринимать всемирную паутину как часть себя, как полноценное хранилище информации, тем самым перекладывая на интернет ответственность за запоминание и хранение всего, что имеет для нас хоть какую-то важность.
— Это показывает, что вещи, которые мы находим онлайн, мы стараемся хранить онлайн – на внешнем носителе, – объясняет один из авторов исследования доктор Спэрроу. — Свойство запоминать место, где находятся нужная информации, а не ее саму – знак того, что память людей не стала хуже: просто сейчас мы иначе организовываем огромное количество доступной информации.
И недавно результаты своего многолетнего исследование опубликовал в книге «iBrain: Как пережить технологическое изменение мозга» директор научно-исследовательского центра по изучению памяти и старения Семельского института неврологии и поведения человека и Центра по вопросам старения в Калифорнийском университете Гэри Смолл: «…поскольку Интернет уменьшает способность концентрироваться и созерцать, то мозг со временем начинает ожидать поступления информации в том виде, в каком ее распространяет Сеть, — в виде стремительного потока частиц. Мышление становится отрывочным, чтение — поверхностным. Пользователи лишь по диагонали просматривают заголовки и аннотации. И в итоге превращаются в «простых расшифровщиков информации». А зоны мозга, отвечающие за абстрактное мышление и сопереживание, практически атрофируются».
КП