Коммерческая недвижимость заняла прочное место в российском и мировом бизнесе. Фирмам и организациям, не имеющим в собственности необходимые для ведения дел площади, приходится арендовать их. Давайте же посмотрим на динамику развития арендного дела.
В конце 90-х и в начале двухтысячных существовал строительный бум, и на место дефицита коммерческой недвижимости постепенно приходит переизбыток таковой. Отсюда ожесточается конкурентная борьба за арендатора. Это раньше аренда офиса без окон и Интернета была в порядке вещей. Евроремонт и все коммуникации, парковочные места и т.д. – обязательное требование для конкурентоспособного офисного комплекса.
Офисных площадей становится все больше, а кризис в экономике заставляет многие организации закрываться и съезжать. Кто-то приобретает переведенные в нежилое квартиры на первых этажах жилых домов, кто-то уходит торговать через Интернет, доставляя продукцию до потребителя с помощью службы доставки или своими силами.
Все это относится, конечно же, к мелкому бизнесу. Он более мобилен и отвечает на сложившиеся обстоятельства ударом на удар: открыл дело, не пошло, свернулся и съехал.
В результате сейчас в стране мы повсеместно наблюдаем рекламные вывески с арендой тех или иных площадей. Наступили сложные времена для собственников коммерческой недвижимости. Пустующие торговые или офисные площади – это убытки владельцев.
Из данной ситуации не видится одного конкретного выхода. Только комплексные меры, направленные на оздоровление экономической ситуации в стране и мире, усмирение финансовых аппетитов хозяев (снижение арендной ставки), здравые шаги по пути оптимизации отдельно взятого бизнеса прекратят застойные явления на арендном рынке.
Для справки: в США уже придумали мобильный офис, переоборудовав рейсовый автобус под контору, которая сама может приехать к клиенту. Здорово, не правда ли?
Вернемся к нашей действительности. Если лет 7 назад арендаторы сами искали подходящий для работы офис, то теперь арендодатель посредством менеджеров по аренде или с помощью услуг агентства по недвижимости лихорадочно зазывает на свои пустующие торговые или офисные квадратные метры арендатора.
Это не есть хорошо, но такова правда жизни. Будем надеяться, что в скором времени экономика поднимется, появится множество новых компаний, нуждающихся в местах под кабинеты, склады, отделы. А дом (офисный, торговый комплекс) построен, дом стоит. Дом никуда не торопится. Удачной встречи и сотрудничества арендодателям и арендаторам.