Эксперты констатируют деградацию отечественного ТВ

Доклад сделан по заказу Европейской аудиовизуальной обсерватории, учрежденной Еврокомиссией и 35 странами Европы, включая Россию. В нем анализируются изменения в российской телевизионной индустрии с 2002 по 2005 г., главным из которых авторы считают восстановление госконтроля над активами федерального телевидения – «собственников крупных медиаактивов, прежде всего телевизионных, теперь, по сути, назначают или утверждают, а участие иностранцев возможно только с согласия властей».

В докладе также констатируется, что административная реформа усилила присутствие государства на телерынке. В итоге процесс саморегулирования СМИ так и не вышел из зачаточного состояния – «по-прежнему можно говорить о том, что государство управляет индустрией практически единолично».

Из исследования, проведенного по заказу ЕС, следует, что государство создает тепличные условия для собственных СМИ. Для этого применяются как открытые, так и скрытые формы дотирования. Под открытым дотированием понимается прямая финансовая помощь из федерального или местного бюджетов. Скрытое финансирование – это различные тарифные льготы на распространение сигнала, таможенные и налоговые льготы, регулирование рекламных потоков на региональном уровне.

Авторы доклада подчеркивают, что после закрытия в 2004–2005 гг. нескольких программ, связанных с информационной и политической журналистикой, оставшиеся ток-шоу актуальной проблематики выходят в записи, а их темы и гости отфильтровываются редакторами и вышестоящими начальниками. «Существует негласный список «разрешенных» тем и гостей. Участились случаи «снятия» сюжетов из выпусков новостей.

Часто о нежелательной информации государственные каналы просто не сообщают. Сами журналисты в неформальных разговорах сообщают, что очень силен механизм самоцензуры, когда еще до согласования журналист уверен, что тему нельзя поднимать, а гостя нельзя приглашать», – отмечают эксперты «Интерньюс».

Отмечается, что жанр журналистского расследования к настоящему времени полностью дискредитировал себя, поскольку эфир «заполняют материалы, полученные в результате утечки информации или подброшенные различными частными или государственными спецслужбами. Как правило, зритель пытается угадать, кто заказчик, кто представил документы и сколько это стоило».

Авторы доклада признают серьезные недостатки действующего в России законодательства о СМИ. Однако уверены, что вносимые в него поправки направлены отнюдь не на устранение существующих пробелов. «Все основные изменения в законодательстве связаны прежде всего с необходимостью взять под более жесткий контроль СМИ, главным образом телевидение», – говорится в документе.

Генеральный директор «Интерньюс» Манана Асламазян в интервью «НГ» отметила тенденцию на развлекательность нынешнего телевидения наряду с резким сужением общественно-политических программ. По ее мнению, это свидетельствует о том, что власть такое телевидение вполне устраивает.

Косвенным подтверждением этих слов стало недавно объявленное группой компаний MTV Россия расширение сети вещания входящих в ее состав круглосуточных музыкально-развлекательных телеканалов MTV Россия и VH1 Россия, чья общая аудитория в итоге составляет на сегодняшний день 89,4 млн. зрителей в 30 городах страны.

«Чем меньше телеаудитория задает вопросов – тем лучше. Но сколько бы ни говорили, что телевидение – это бизнес, у этого бизнеса есть ответственность перед аудиторией. В частности, например, ее информирование. И не надо смешивать интересы власти и интересы телевидения. У них разные задачи и совершенно разная мера ответственности», – подчеркнула Асламазян. По ее прогнозам, в ближайшие годы искусственное сужение политической составляющей ТВ приведет к тому, что «зрителям это надоест и они захотят чего-то более серьезного вместо этой жвачки для глаз. А телевидение не будет готово к этому».

Эксперты «Интерньюс» признают, что индустрия в целом находится на подъеме – не случайно лавинообразно растет производство телесериалов. Растут и доходы телевидения.

По словам председателя совета директоров BBDO Russia Group Эллы Стюарт, объем рынка телерекламы в 2006 г. составит около 6,2 млрд. долл. по сравнению с 5 млрд. долл. в 2005 г. А директор по маркетинговым исследованиям аналитического центра «Видеоинтернэшнл» Сергей Веселов полагает, что к 2010 г., несмотря на то что принятие нового закона «О рекламе» в 2006–2007 гг. значительно сократит объем рекламы, рост платежеспособного спроса рекламодателей сохранится.

Впрочем, есть и другие мнения. Директор Национального исследовательского центра телевидения и радио Алексей Самохвалов в интервью «НГ» отметил, что в преддверии нового закона «О рекламе», который вступает в действие с 1 июля с.г., рекламные расценки повысились в полтора-два раза на многих каналах. Эксперт прогнозирует, что значительная часть рекламы уйдет в глянцевые журналы и другие печатные издания. Самохвалов подчеркнул, что «ситуация складывается таким образом, что экономически успешные независимые телекомпании невыгодны государству. В итоге выживут только сильнейшие, имея поддержку государства или крупных корпораций».

Источник: Сергей Варшавчик
«Независимая газета»

admin
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий

Adblock
detector