Ян Кунен, режиссер боевика «Доберман» и вестерна «Блуберри», снял остроумную сатиру о рекламном бизнесе — фильм «99 франков». До этого он сам создал около 30 рекламных роликов для таких компаний, как Peugeot, Boursin, Adidas, Goldbeer, Gordon`s Gin, Smirnoff, Data General, Farleys.
Вы получили согласие автора романа «99 франков» Фредерика Бегбедера на то, что в фильме будет два финала?
Я пришел на встречу с Фредериком Бегбедером и Аленом Гольдманом и откровенно заявил им: «Меня не интересует работа исключительно над мрачным и крайне жестоким аспектом романа. Его безысходность и критика общества потребления мне по душе, но мы должны оставить зрителю надежду. Если вы хотите, чтобы все было, точь-в-точь как в книге, я не буду снимать картину». И я предложил им трюк с двумя финалами. Они согласились.
Почему вы попытались уменьшить «жестокость» некоторых сцен?
В «99 франках» Фредерик описывает жестокое убийство 75-летней старушки. Когда я читал о нем в романе, согласен, оно почти вызвало у меня улыбку. Это была очень талантливая литературная игра. Но передать ее на пленке невозможно. Что с этой сценой ни делай, она никогда не будет забавной. В «Добермане» у меня была похожая ситуация. Полицейский пытал младенца, чтобы выбить признание у трансвестита. В сценарии это выглядело занятным, а получилось не очень.
Зачем вы используете в фильме множество цитат из культовых лент?
Эта идея возникла у меня, когда я анализировал личность героя. Он отличный рекламист и поэтому смотрит на мир с «профессиональной колокольни». А реклама постоянно использует цитаты. Она заимствует успешные приемы у фотографии, живописи, кино. Заглядывает на все «носители», во все сферы культуры. Потом перемешивает чужие достижения и создает из них что-то свое.
А как вы выбирали цитаты?
Я решил цитировать фильмы, которые мне нравятся, подмигивать режиссерам, которых ценю. Принцип личного отбора был необходим, чтобы цитаты не «перегружали» картину. Так, в дебюте есть сцена, заимствованная из «Бойцовского клуба» Дэвида Финчера. А любовные переживания показаны в стиле Вонга Кар-Вая и его «Любовного настроения».
А музыка напоминает о «Космической Одиссее» Стенли Кубрика?
Да. Хоть я и не его фанат. В отличие от героя!
Фредерик Бегбедер участвовал в съемках?
Он приходил на площадку три раза: в дни, когда снимался сам, и однажды ночью, когда на улицах Парижа мы снимали Майами. А больше не появлялся, что было крайне мило с его стороны. Естественно, когда у меня возникали вопросы и сомнения, я с ним советовался. Как-то он сказал, что фильму не хватает сцены знакомства героя с возлюбленной. И тут же набросал ее на обеденной салфетке. На одном дыхании. А я все снял слово в слово! Он пишет блистательные диалоги. И конечно, немного разбирается в персонажах. Но для меня Фредерик и сам словно персонаж. Остряк, кладезь афоризмов.
А чья была инициатива в том, чтобы Фредерик появился в кадре?
Он очень хотел сыграть в картине. Но я опасался его актерских качеств, поэтому сложную роль ему не дал. А предложил сыграть «отражение» героя. Ведь он в некоторой степени им и является. Я рад, что Фредерик принял мой вызов и не побоялся посмеяться над собой. Он появляется в кадре, когда герой чувствует себя очень паршиво. Собственно, при виде Фредерика его начинает тошнить. Вышло очень забавно. Конечно, в странах, где Фредерика не знают в лицо, юмор не поймут. Зато сцены отлично «работают» во Франции или, скажем, России.
В «99 франках» форма все равно временами преобладает над содержанием. Так было задумано?
Да. Ведь фильм критикует рекламные манипуляции. Мы пытаемся показать их механизм воздействия на человека. А для этого нужно зайти на рекламную территорию и «сфабриковать» рекламные кадры. Вот вам пример из фильма. Октав бредет по берегу чудесного острова. Кажется, что он находится в тропическом раю. А потом камера отъезжает и мы видим, что он просто стоит перед плакатом, размещенным на фоне мрачного промышленного пейзажа. В этом вся идея. Это то, что лично меня в рекламе шокирует: нефтеперерабатывающая компания «продает» вам райский пляж и природу, продавая себя — тяжелую и грязную промышленность, которая никак не связана с этой красотой!
Почему создатели рекламы так поступают?
Потому что прекрасно осознают изобразительные возможности кадра и хотят использовать их максимально полно. Поэтому помещают в тридцатисекундный ролик яркий образ, который расскажет целую историю и надолго «впечатает» себя в сознание человека. Это очень эффективно и рационально.
Вы завершаете «99 франков» демонстрацией первого рекламного ролика. Зачем?
Я показал этот ролик по нескольким причинам. Во-первых, рекламу сняли братья Люмьер, изобретатели кино и французы, что уже интересно. Во-вторых, она задает красивую хронологическую рамку нашему фильму и позволяет прочувствовать те значительные изменения, которые случились с рекламой за последние сто лет. «99 франков» вышел в 2007-м, а фильм братьев Люмьер в 1906-м.
И что это за изменения?
Реклама обрела сумасшедшее влияние. В «99 франках» показано, как несколько человек на камерном производственном собрании педантично решают, каким будет рекламный ролик конкретного товара, оказывая при этом влияние на сознание огромного количества людей. А потом мы видим наивнейший рекламный ролик братьев Люмьер. От него, по сути, даже веет нежностью. И я отдаю этому дань уважения.
То есть реклама сама по себе, возможно, и не такое уж большое зло?
Да. Собственно, в «99 франках» я высказываюсь не против рекламы вообще, а против определенного типа рекламы, который «использует» людей. Я считаю, что реклама — это своеобразный культурный «продукт». А некоторые рекламные ролики, возможно, пара процентов от всего мирового производства, даже намного интереснее, чем кино.
Вы не думали экранизировать новый роман Бегбедера «Идеаль», продолжение «99 франков»?
Я не люблю продолжений и всегда отказываюсь от них. Однако «Идеаль» мне интересен.
Значит, «Идеаль» — ваш следующий проект?
Нет. Провести еще два года, общаясь с Фредериком и будучи у него на коротком поводке, для меня совершенно невозможно! Если вспомнить все те ужасные испытания, что я по его милости пережил! (Смеется.)
«99 франков» — мастер-класс по качественной рекламе
Сатирическая комедия режиссера Яна Кунена «99 франков» — одна из наиболее оригинальных французских лент 2007 года. Экранизация знаменитого романа Фредерика Бегбедера «погружает» зрителя в мир производства рекламы.
Самовлюбленный Октав (блистательный Жан Дюжарден) должен в кратчайшие сроки придумать рекламную кампанию йогурта «Мадонна». Успешное выполнение задания для крупной корпорации принесет ему повышение. Однако талантливый рекламист переживает болезненный разрыв с любимой и о карьере даже не думает. Постепенно Октав пробуждается от «гламурного» дурмана и понимает, что реклама вредит людям.
Фильм о неприглядной подноготной рекламного бизнеса никто не хотел поддержать деньгами. Во Франции кино финансируют телеканалы, а они боялись потерять выгодные рекламные контракты. В итоге съемки спонсировала государственная «Культура», на которой рекламы нет вообще. Впрочем, режиссер Ян Кунен далек от того, чтобы вслед за Бегбедером обвинять ее во всех смертных грехах. Его «99 франков» — это мастер-класс по качественной рекламе. Он играет со стилем, жанром, интонацией. Трагедию сменяет буффонада, комедию — мелодрама. Режиссер не следует литературному первоисточнику, но талантливо «перелицовывает» его.