Телелидеры: 6-11 ноября 2007 г.

«Война и мир» не задалась

Широко разрекламированная премьера международного сериального проекта «Война и мир» российскими зрителями была принята весьма сдержанно. Если не сказать равнодушно. Как известно, в производстве этого дорогостоящего проекта, бюджет которого составил аж €26 млн, участвовали шесть европейских стран, в том числе и Россия. Создатели и актеры тоже сплошь международные. Тут и румыны, и англичане, и итальянцы, и французы, и русские… Большой объем эфирных анонсов в межпрограммке канала «Россия» (именно он представлял в этом проекте нашу страну) и огромное количество наружной рекламы на улицах Москвы тоже не помогли собрать высокие рейтинги «Войне и миру». Не спасло и активное информационное сопровождение в программе «Вести». Хотя в сюжетах зрителям рассказывали, что нынешняя экранизация «Войны и мира», например, в Италии вызвала настоящий фурор и рейтинги там были чрезвычайно высокими — 25%. Опять-таки если верить этим сюжетам, «Войну и мир» смотрел каждый четвертый житель Италии.

В Москве же максимальная доля, и то в предпоследний день, составила всего 20% при рейтинге 4%, а в среднем доля «Войны и мира» колебалась всего лишь на уровне 14-16%. По стране в целом данные и вовсе печальные: рейтинг в среднем 5% при доле 13%. А две заключительные серии этой статусной премьеры прошли на канале с долей всего немногим выше 10% с рейтингом 4,5%.

Причин тому несколько. Во-первых, наш зритель, особенно старшего возраста, по-прежнему очень консервативен во вкусах и пристрастиях, оставаясь верным отечественной киноклассике, на которой он рос и воспитывался. Тем более что в случае с «Войной и миром» у нас есть своя замечательная оскароносная экранизация Сергея Бондарчука. Конечно, это не значит, что западные экранизации русской классики никто не смотрит. Смотрят, но, как показывают нынешние рейтинги, реагируют зрители на них вяло. Конечно же, эта премьера «Войны и мира» не вызывает такого раздражения или тем более отторжения, как это было при показе восстановленного на «Первом канале» многострадального «Тихого Дона» того же Сергея Бондарчука. «Война и мир» румынского режиссера Роберта Дорнхельма — это скорее современная, абсолютно вольная красочная телевизионная иллюстрация, со своими находками, неожиданностями, провокациями и разочарованиями. Это касается и кастинга, и сценарной, и режиссерской работы.

В общем, кто-то что-то для себя в «Войне и мире», может быть, и нашел, но душу этот проект зрителям не тронул и уж тем более вряд ли согрел. Массовую аудиторию гораздо больше интересовали не перипетии толстовских героев и батальные сцены, а развязка сериала «Капкан» Валерия Ускова и Владимира Краснопольского, показ которого на «Первом канале» к тому времени перевалил за две недели. Несмотря на то что сериал оказался не самой сильной работой Ускова-Краснопольского (сюжет оказался слишком затянут, а развязка на фоне закрученной интриги совсем уж неправдоподобна), «Капкан» на протяжении 12 серий оставался одним из лидеров недели: его средняя доля перешагнула далеко за 30%, а рейтинг был на уровне 14%. Заключительная серия и того выше: доля 36,4% и рейтинг 15,4%. Разница с показателями «Войны и мира» на «России» более чем разительная: «Капкан» на «Первом» смотрело в три раза больше зрителей!

Евгений Петросян спешит на помощь

На минувшей неделе на «России» было три рейтинговых рекорда, которые позволили каналу несколько поправить свое сложное рейтинговое положение. Один из них принадлежит вечному Евгению Петросяну. Очередной трехчасовой (!) концерт «Кривого зеркала» вновь оказался конкурентоспособным и востребованным у российских телезрителей. По стране доля поклонников такого юмора составила около 28% с рейтингом аж 10,6%. Шоу господина Петросяна совсем немного уступило безусловному хиту последних месяцев — одному из самых популярных у зрителей шоу «Ледниковый период» на «Первом канале» (доля 30% и рейтинг 10,8%). Рейтинги господина Петросяна, конечно, не удивляют: большая часть зрителей, особенно пожилых, остаются ему верны всегда. Но вот анонс конкретного выпуска «Кривого зеркала», вышедшего в День милиции, все-таки поражает воображение. А креатив этого творческого коллектива, который именуется ни много ни мало театром (!) Евгения Петросяна, видимо, неиссякаем: «Сцена театра на время превращается в отделение милиции, а артисты — в милиционеров, преступников и потерпевших. Группа милиционеров работает оперативно и слаженно. Работа в отделении кипит и день и ночь. То в отделении обнаруживают живой труп, то ловят продавщицу паленой водки, то допрашивают нелегально проживающего в столице, то выясняют обстоятельства, при которых загорелся рынок…» И вот еще: «Громкое происшествие: опасный преступник ограбил банк. Милиционеры ведут расследование. В целях раскрытия преступления подключают журналистку, которая согласна помочь и выступить в необычной для нее роли…» Весь этот сюрреалистический анонс программы вызывает особые чувства, особенно когда представляешь, как все это выглядело в исполнении тех, кто выступает в «Кривом зеркале»… Те, кто хоть раз, пусть даже мельком, видел творчество Евгения Петросяна по телевизору, смогут себе это живо представить… Но трети телевизионной аудитории этот «красочный музыкальный спектакль» под названием «Отделение милиции» очень даже по душе. А высокий рейтинг будет и дальше диктовать спрос на такой продукт.

Второй рекорд канала — гала-концерт участников «Танцев на льду». В воскресенье «Бархатный сезон» ледового шоу на канале «Россия» закончился. Показатели по сравнению с первым сезоном ледовых танцев на втором канале были, конечно, заметно ниже, но финал собрал достаточно приличные для канала долю около 27% и рейтинг около 11%. Но программный казус с показом «Танцев на льду» состоял в том, что его финал снова показали без объявления, заставив зрителей ждать его почти два часа. Точно так же было и в прошлом году, когда канал «Россия» отсрочил объявление победителей. И тогда и сейчас после окончания гала-концерта участников «Танцев на льду» канал «Россия» сначала запустил «Вести недели», а затем выпуск «Специального корреспондента». В итоге аудитория была вынуждена сидеть у экрана, чтобы не пропустить итог, ради которого несколько месяцев смотрела шоу.

Но повторить эффект прошлого года, когда были чрезвычайно высоки рейтинги и «Вестей недели», и «Спецкора», и, естественно, финала, повторить не удалось. Конечно, показатели воскресного информблока были выше обычного, но «Спецкор» Вячеслава Грунского с фильмом «По встречной полосе» привлек к себе внимание зрителей сам по себе, вне зависимости от того, смотрели они ледовое шоу или нет. Фильм «По встречной полосе» о жестоких авариях и бардаке на российских дорогах начался с подробностей недавней аварии, в которой погибли артист Александр Дедюшко и его семья. У «Спецкора» огромный рейтинг по стране — 13,4% и не менее впечатляющая доля — 31%. Такие показатели редко получают не только цикловые, но и сериальные проекты. «Спецкор» Грунского стал самым рейтинговым проектом воскресного дня, оттянув на себя максимальную часть всех телезрителей, вдвое больше, чем было в этот вечер на «Первом» и НТВ.

А сам финал «Танцев на льду» после «Спецкора» смотрело уже гораздо меньше зрителей. Если по стране в целом показатель этой части ледового шоу получил долю 24% (то есть это почти на семь пунктов меньше, чем у «Спецкора»), то в Москве доля и вовсе составила всего около 20%. Эффект получился очень смазанным, и, видимо, не все зрители смогли в итоге узнать, кто же стал победителем в «Танцах на льду».

«Закрытый показ»

Очень впечатляющим был результат первого в этом сезоне ток-шоу «Закрытый показ», которое выходит на «Первом канале». Это единственное в своем роде дискуссионное шоу (его ведет Александр Гордон), в котором «Первый» показывает знаковые новые российские фильмы, не попавшие в широкий кинопрокат и не собравшие большую кассу. Но зато это, как правило, авторское кино получало резонанс в прессе и призы на различных отечественных и зарубежных фестивалях. Первой ласточкой нового сезона в «Закрытом показе» стал фильм молодого, но уже известного режиссера Алексея Попогребского «Простые вещи» (Гран-при и еще несколько призов на последнем «Кинотавре»). Его телепремьера состоялась в пятницу в 22.30.

Обычно «Закрытый показ» (это ток-шоу стало лауреатом ТЭФИ и отмечено призом телепрессы) никогда не имел особенно высоких рейтингов, поскольку рассчитан на думающую аудиторию, которая сегодня редко смотрит телевизор. Но на этот раз «Простые вещи» собрали уникальные для такого рода фильма показатели: доля по стране, да еще в столь позднее время, была гораздо выше, чем сегодня собирают даже премьеры мировых хитов на том же «Первом канале»,- 26% при рейтинге 6,4%. Отрадно и то, что фильм аудитория выбирала осознанно, и в итоге зрителей в это время на «Первом» было гораздо больше, чем на остальных каналах. Но особенно впечатляют показатели не столько самого фильма, сколько дискуссии, которая началась сразу после его просмотра. Кинокритики, артисты, журналисты, просто зрители вместе со съемочной группой обсуждали смысл «Простых вещей». С часу до двух ночи «Закрытый показ» смотрела почти четверть всех телезрителей-россиян. Таким результатом в ночное время может похвастать редкий проект, а дискуссионный тем более. Если политические дебаты у зрителей, судя по низким рейтингам, сейчас не вызывают интереса, то умный, открытый, пусть и провокативный разговор в ночном эфире о том, что и кому сегодня важно в жизни, судя по высоким рейтингам, оказывается еще актуален.

 

Kommersant

admin
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий

Adblock
detector