Федеральные и сетевые каналы
Конец мая–начало июня становятся той чертой, когда аудитория начинает постепенно уходить от телевизора. В большей степени это касается главных каналов – «Первого» и «России», чьи доли резко снижаются. Сетевые каналов это по традиции затрагивает меньше, а вот кого это почти совсем не коснулось за последнее время,– так это НТВ. В минувшие выходные все основные праймовые проекты канала вошли в число лидеров недели и получили доли под 30%.
Среди них оказался и традиционный лидер НТВ – «Чистосердечное признание». На этот раз здесь обошлись без жесткого «экшна», говорили про последствия экстремальной жары – понятное дело, с использованием каких-то диковато-аномальных примеров из жизни окружающей среды. Кстати, настигшая столицу и европейскую часть страны более чем тридцатиградусная жара пользовалась у телевизионщиков на неделе большим спросом: этой теме были посвящены не только выпуски новостей, но и практически все еженедельные итоговые программы – не только на НТВ, но и на «России», и на «Первом канале». Безусловно, говорить об этом всегда легко и приятно, к тому же тема погоды цензуре не подвергается.
Кроме «ЧП», в число лидеров недели с долей 27-28% вошли и «Программа ‘Максимум'», и «Чрезвычайное происшествие», и «Русские сенсации», рассказывающие о неизвестных фактах съемок популярных советских фильмов («Закрытый показ»).
НТВ предсказуемо удерживает стабильный показатель в районе 15% по стране, тогда как доли «Первого канала» и «России» на минувшей неделе упали. У «Первого» ниже 20% (обычно 21%) и ниже 18% на «России» (у них в среднем около 19%). На «Первом» закончились основные развлекательные цикловые проекты – и «Цирк со звездами», и «Минута славы», а на все остальное зритель реагирует вяло, так же как и на то, что показывает канал «Россия». Более или менее заметные показатели были в выходные у отечественного триллера «Жесть» – доля около 20% при рейтинге около 6%. На «России» самым рейтинговым оказался праймовый сериал «Под большой медведицей» с долей почти 26% и рейтингом около 10%. На «Первом» сохраняется наметившийся за последний месяц активный интерес зрителей к сериалу «Татьянин день»: доля выше 30% с рейтингом более 11%, и это по-прежнему самый популярный проект недели в стране. На «России» вторую неделю по пятницам зрители старшего возраста охотно приходят к началу «Кривого зеркала» – у Евгения Петросяна доля 24,5% при рейтинге около 8%, и это для ветерана юмористического телеэфира – высокие показатели.
Но, судя по всему, у аудитории в минувшие выходные возникла какая-то усталость от двух госканалов: их доля за день и в прайм-тайм была ниже, чем в будние дни – 15-16%. А показатели СТС и ТНТ в воскресенье, напротив, были выше обычного, даже у зрителей старшего возраста. У СТС, к примеру, доля в прайм-тайм составила выше 12% (это для канала очень высокий показатель), прежде всего благодаря сериалу «Надежда уходит последней» (доля более 11%) и американскому приключенческому фильму «Новые робинзоны» (доля выше 12%).
На ТНТ, как всегда, в субботу охотно смотрели проект «Наша Russia» (доля около 12%), а в воскресенье, конечно же, вечный «Дом-2», который, несмотря на пребывание в эфире больше трех лет, не только не снижает рейтинговой динамики (а значит, не теряет зрительского интереса), а напротив, даже ее укрепляет. Более того, весь этот сезон, а особенно последние месяцы, для ТНТ очень успешны. И, судя по рейтингам, канал все активнее начинают смотреть, особенно в выходные, не только молодые зрители – целевая аудитория ТНТ, – но и люди более старшего возраста. Потому что даже у зрителей старше 18 лет ТНТ имеет высокие показатели, зачастую заметно превышающие средние цифры канала. И, что еще любопытнее, ТНТ стал очень заметно отбирать зрителей у СТС (где все-таки аудитория более смешанная, ведь здесь позиционируют канал не только для совсем юных и молодых зрителей, но и для семейного просмотра, то есть для родителей), а последняя неделя в этом смысле была очень показательной. К примеру, в аудитории старше 18 лет ТНТ всю неделю опережал СТС в прайм-тайм, и это при том, что на СТС идут премьера мелодраматического сериала «Дочки-матери» и давно устоявшаяся линейка художественных фильмов «Кино в 21.00», а на ТНТ – давно существующий ситком «Счастливы вместе», все тот же «Дом-2. Про любовь» и фильм, начинающийся на час позже, в 22.00. А по итогам дня ТНТ совсем немного уступал СТС.
Точно такая же тенденция и в целевой аудитории СТС от 6 до 54 лет. ТНТ и здесь очень активно наступал на пятки СТС, обгоняя в прайм-тайм с показателями в районе 9-10% и идя практически вровень (с некоторым преимуществом СТС) по итогам дня. Кстати, по итогам недели во взрослой аудитории страны ТНТ и СТС почти равны – разница всего 0,4%, что для ТНТ, конечно, рывок, а для СТС, скорее,– стагнация с динамикой, не указывающей на рост показателей.
«5 студия» Сергея Брилева
В минувший уикэнд в эфир из профилактической ссылки вернулся один из главных политических журналистов нынешнего телевидения Сергей Брилев. Его новый формат на канале «Россия», о котором Ъ сообщал еще в феврале, представляет собой некий микст из тележурнала и дискуссии со зрителями в студии (говорить о ток-шоу все-таки не приходится). По всем признакам, запуская такой общественно-политический формат в конце телесезона, канал экспериментирует с тем, каким ему быть и нужен ли он вообще. Конечно, оставить без цикловой программы в предвыборной период такого опытного и профессионально ориентирующегося в поставленных задачах и политических реалиях ведущего, как Сергей Брилев, для госканала было бы большой расточительностью. И формат был придуман, но до конца сезона он, видимо, будет отстраиваться. А останется ли программа в сетке и будет ли такой, как сейчас, пока, наверное, на 100% не знают ни сам ведущий, ни его руководство.
«5 студия» будет выходить по пятницам в 20.15, разбивая блок федеральных «Вестей» и региональных выпусков (в столице это «Вести-Москва»). К тому же «большие» «Вести» из-за программы Сергея Брилева сокращаются почти на полчаса и длятся всего 15 минут, а «5 студия» выходит в записи продолжительностью немногим более получаса. Из очевидных достоинств премьеры можно отметить современную студию, которая с точки зрения «картинки» украшает телеэфир канала «Россия». Со всем остальным в премьере было гораздо хуже. Основная тема – трагическая гибель шахтеров на шахте «Юбилейная»,– приглашение в качестве главного гостя главы Минздравсоцразвития Михаила Зурабова и присутствие в студии десяти отобранных по результатам анкетирования зрителей никак не могли состыковаться между собой в единое целое. Кроме того, программу «разрывал» еще и сюжет о поездке Сергея Брилева в Кузбасс, где он спускается в схожую с «Юбилейной» шахту, беседует то с чиновниками, то с членами семей погибших шахтеров (причем избранная интонация репортажа не всегда совпадала с существующей реальностью). В итоге получился некоторый хаос. Оживление появлялось лишь в ходе разговора присутствующих в студии зрителей, пытавшихся обратиться к министру Зурабову со своими вопросами о лекарствах, пенсиях и зарплатах, на которые чиновник реагировал привычно нервно. Но к теме обсуждения, которая была основной – проблемы на шахтах Кузбаса – это никакого отношения не имело. Возможно, что с точки зрения режиссерской работы и логики программы следующие выпуски «5 студии» будут более простроены.
Понятно, что о высоких рейтингах столь специфического проекта госканала говорить не приходится, но тем не менее в пятницу «5 студию» смотрели несколько активнее (доля 15,3%), чем «Вести» (14,5%), но меньше, чем последовавшие за ней «Вести-Москва» (доля 18%). По стране доля «5 студии» чуть ниже: 12% (здесь, напротив, выше показатель «Вестей»– доля 13,7%) с рейтингом выше 4%, что нормально с учетом снижающихся рейтингов «России» в это время суток.
Иная ситуация была со спецвыпуском «5 студии», посвященным сериалу по произведениям Варлама Шаламова «Завещание Ленина», премьера которого состоялась на канале «Россия» в понедельник (рецензию на телесериал см. на стр. 21; о том, как на эту премьеру отрегировали зрители, «Телелидеры» расскажут на следующей неделе). В получасовой программе, целиком посвященной обсуждению этого знакового телепроекта, участвовали режиссер фильма Николай Досталь, подруга писателя и хранительница его литературного архива Ирина Сиротинская, снимавшиеся в сериале актеры и несколько зрителей, в том числе молодых, которым только предстояло сериал увидеть. Был и сюжет господина Брилева из Вологды, где есть музей Варлама Шаламова, а местный кукольный театр готовит спектакль по его произведениям. Органичен в этом выпуске «5 студии» был и сам Сергей Брилев, и разговор как в студии, так и в сюжете из Вологды как раз получился целостным. И не только потому, что он был связан одной темой и одним вопросом ведущего, а поскольку вся программа была выстрона в единой логике. К тому же и ведущий, освобожденный от гнета давления политики и каких-либо обязательств, а также необходимости соблюдения определенных ограничений, чувствовал себя свободней, что в итоге пошло в плюс всей программе.
Впрочем, рейтинг воскресного спецвыпуска «5 студии» был примерно такой же, как и в пятницу – около 5%, а доля даже ниже – 13,3% (в воскресеный прайм-тайм у зрителей, как известно, немало других телепредпочтений). Но этот выпуск «5 студии» потому и был спецвыпуском, что не совсем отвечает заданной программе концепции. Позволить себе в дальнейшем такую роскошь, как регулярное обсуждение неполитических, а скорее общественно-культурных тем, в сезон выборов государственный канал «Россия» вряд ли себе позволит.
Kommersant.ru